Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Формирование умений самопознания
ФОД у МШ (О.И. Баранова)
1.Знакомство с ОД.
Этапы
| П.результат
| I. Этап знакомства учащихся с основами оценочной деятельности.
Цель: обучение школьников оценочной деятельности
Задачи первого этапа:
- осознание учащимися целей оценивания (зачем оценивать?);
- знакомство с предметом и критериями оценивания (что оценивать?);
- знакомство с видами оценивания (как оценивать?);
- формирование у учащихся умений самооценивания
Первый этап начинается в первом классе (возможно начинать работу со второго класса) начальной школы, и становится подготовительным этапом для перехода к оцениванию по пятибалльной системе.
| - знания учащихся о целях, прёдмете, критериях, видах оценивания;
- умения самооценивания, взаимооценивания учебных работ;
- отношение учащихся к другому человеку как ценности (желание помочь).
Параметры оценки результативности работы на первом этапе:
- уровень самооценки знаний и умений • по предметам (диагностическая методика «Шкала Бруковера» - модификация «Лесенка»);
- мотивы учения - внутренние, внешние • (диагностическая методика определения мотивации учебной деятельности, методика «Изучение отношения к учению» Г Л Казанцевой, методика «Тройные сравнения»),
Виды оценочной деятельности учителя и учащихся на первом этапе знакомства с основами оценочной деятельности следующие:
- введение трёхзнаковой системы оценивания;
- чередование оценивания путём «вычитания» и «сложения»;
- применение различных видов поощрения;
- соуправление процессом оценивания на основе самооценки, взаимооценки с помощью «волшебных линеечек»;
- самооценка на основе «Портфеля досги- жений»
| Действия преподавателя
| Действия учащихся
| 1. Выяснение представлений учащихся о цели оценивания
| 1. Высказывание мнений - зачем нужно оценивание (например, чтобы знать как человек учится; что он умеет, знает; плохо или хорошо учится и т.п..)
| 2. Обобщение мнений учеников, подведение мысли детей к пониманию цели оценивания.
Логика рассуждений: нужно знать, как человек учится - не для похвалы или наказания, а для того, чтобы знать, на каком уровне находится человек в своих знаниях, умениях, развитии.
В свою очередь эти знания необходимы для того, чтобы и учитель, и ученик знали, как планировать дальнейшее обучение: необходима помощь или можно двигаться дальше.
Вывод: Оценивание нужно для того, чтобы:
-знать уровень знаний, умений, развития человека (ученика);
-знать, что делать дальше (планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность).
| 2. Осознавание цели оценивания:
— слежение за логикой рассуждений учителя;
— осознание вывода.
Вывод: оценивание нужно для того, чтобы:
— знать уровень;
— знать, что делать дальше.
Дети, умеющие читать, могут прочитать вывод, записанный учителем на доске.
| 3. Выяснение представлений учащихся о предмете оценивания (что можно оценивать?)
| 3. Высказывание мнений о предмете оценивания (что можно оценивать?)
| 4. Обобщение мнений учеников о предмете оценивания. Вывод: Оценивать можно:
— письменные работы ученика;
— устные ответы ученика;
— работу на уроке;
— знания, умения (действия) ученика;
— поведение;
— огаошение к окружающим;
— психологические и личностные качества - внимание, память, воображение, аккуратность, ответсвенность.
| 4. Уяснение предмета оценивания. Выбор совместно с учителем предмета оценивания на первом этапе обучения:
— письменные работы;
— устные ответы;
— работа на уроке.
| 5. Введение понятия «критерии оценивания».
Обсуждение с учащимися критериев оценивания письменных работ, устных ответов, работы на уроке.
Справка для учителя: согласно словарю С. И. Ожегова; «Критерий -мерило оценки, суждения».
Введение условных обозначений критериев для детей. Например: мы будем оценивать письменные работы по критериям.
-правильность (безошибочность);
-аккуратность написания;
— красота букв, цифр;
устные ответы по критериям:
-чёткость;
-громкость;
— убедительность;
работу на уроке по критериям:
-активность;
-старательность;
-внимательность;
-помощь другу.
| 5. Усвоение (знание плюс понимание) понятия «критерии оценивания».
Обсуждение с учителем критериев оценивания письменных работ, устных ответов, работы на уроке.
Для детей: «критерий» — мерка.
То есть необходимо решить, по каким меркам оценивать выбранные вилы работы.
Знакомство с условными обозначениями критериев. Обозначение критериев начальными буквами слов:
критерии оценивания письменных работ:
— правильность (П.);
— аккуратность (А.):
— красота (К.);
критерии оценивания устных ответов:
— чёткость (Ч.);
— громкость (Гр.);
— убедительность (У.);
критерии оценивания работы на уроке.
- активность (Акт.);
-старательность (С.);
- внимательность (В.);
-помощь другу (П. д.)
| 6. Выявление знаний учащихся о видах оценивания.
Введение понятий:
-«пятибалльная система оценивания»;
-отметки (баллы);
-заменители отметок (любые условные знаки-солнышки, тучки, плюсы, минусы, записи «Молодец!», «Хорошо!», «Плохо!» и т.д.)
| 6. Знакомство с:
-оцениванием по пятибалльной системе:.
5 - отлично;
4 — хорошо;
3 — удовлетворительно;
2 - плохо;
1 — очень плохо;
- оцениванием при помощи заменителей отметок
| 7. Обоснование использования на первом этапе обучения трёхзнаковой системы оценивания.
| 7. Перевод совместно с учителем пятибалльной системы в трёхзнаковую.
| 8. Применение на практике трёхзнаковой системы оценивания, введение «накопительной системы оценивания»
| 8. Овладение (знание плюс понимание плюс применение на практике) трёхзнаковой системой оценивания и «накопительной системой оценивания»
| 9. Расширение представлений учащихся о видах оценивания:
- «волшебные линеечки»:
— однокритериальные шкалы;
— многокритериальные шкалы
- «Портфель достижений»
| 9. Знакомство с безотметочным оцениванием с помощью:
—«волшебных линеечек»;
—«Портфеля достижений» (см. описание технологии работы с «Портфелем достижений»)
| 10. Создание на уроках ситуаций оценивания письменных работ, устных ответов и работы на уроке с помощью «волшебных линеечек».
Организация работы и оказание помощи учащимся по оформлению и составлению «Портфелей достижений».
| 10. Оценивание собственной работы с помощью «волшебных линеечек».
Оформление и формирование «Портфелей достижений».
|
Формирование умений самопознания
Этап
| Предполагаемый результат
| II. Этап формирования умений самопознания.
Цель: формирование у учащихся стремления и умений самопознания.
Задачи:
— обсуждение цели самопознания (зачем?);
— обучение работе с рефлексивным дневником как средством формирования умений самопознания (как?);
— «открытие» учеником самого
себя как предмета самопознания (формирование «Образа Я»?);
— «открытие» учителем и родителями внутреннего мира ребёнка;
| Щ||знания учащихся о цели, предмете самопознания;
—умения учащихся работать с рефлексивным дневником как средством формирования умений самопознания;
— представления учащихся о собственных индивидуальных особенностях, положительных и отрицательных личностных качествах;
—знания учащихся о возможности и направлениях самосовершенствования;
—принятие и понимание учениками датою человека;
—знания учителя и родителей о внутреннем мире ребёнка;
—знания учителя и родителей о направлениях оказания тактичной помощи ребёнку в самосовершенствовании.
Критерии оценки результативности 6
статусное положение ученика в классе (по социограмме —лидер, принимаемый, отвергаемый).
| Действия преподавателя
| Действия учащихся
| 1 Организует обсуждение с учениками цели самопознания: Зачем человеку нужно узнавать самого себя?
| 1. Высказывание мнений о цели самопознания.
| 2. Помогает обобщить мнения учеников.
| 2. Осознание цели работы по самопознанию. Главный вывод: самопознание необходимо для самосовершенствования, чтобы быть успешным в учёбе и в жизни.
| 3. Организует работу учеников с первыми страницами рефлексивного дневника:
— «Обращение автора к ученикам и их родителям»;
— «Я учусь учиться. В чём мне должен помочь рефлексивный дневник»;
— «Визитная карточка ученика»;
— «Секретная информация».
| 3 .Отвечают на вопросы первых страниц рефлексивного дневника.
Учатся осознавать свои личностные, индивидуальные особенности.
Учатся задавать вопросы самому себе, другу, искать и получать ответы.
| 4. Организует письменный и устный диалог, поддерживает интерес у школьников к проводимой работе по самопознанию:
— знакомится с ответами, мыслями детей;
— благодарит за интересные высказывания;
— «открывает» внутренний мир каждого ребёнка.
| 4. Задают интересующие вопросы учителю, одноклассникам на протяжении всего периода обучения.
Самосовершенствуют личностные качества путём самопознания.
|
|