Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование умений самопознания




ФОД у МШ (О.И. Баранова)

1.Знакомство с ОД.

Этапы П.результат
I. Этап знакомства учащихся с основами оценочной деятельности. Цель: обучение школьников оценочной деятельности Задачи первого этапа: - осознание учащимися целей оценивания (зачем оценивать?); - знакомство с предметом и критериями оценивания (что оценивать?); - знакомство с видами оценивания (как оценивать?); - формирование у учащихся умений самооценивания Первый этап начинается в первом классе (возможно на­чинать работу со второго клас­са) начальной школы, и стано­вится подготовительным эта­пом для перехода к оценива­нию по пятибалльной системе. - знания учащихся о целях, прёдмете, критериях, видах оценивания; - умения самооценивания, взаимооценивания учебных работ; - отношение учащихся к другому человеку как ценности (желание помочь). Параметры оценки результативности работы на первом этапе: - уровень самооценки знаний и умений • по предметам (диагностическая методика «Шкала Бруковера» - модификация «Лесенка»); - мотивы учения - внутренние, внешние • (диагностическая методика определения моти­вации учебной деятельности, методика «Изуче­ние отношения к учению» Г Л Казанцевой, ме­тодика «Тройные сравнения»), Виды оценочной деятельности учителя и учащихся на первом этапе знакомства с основами оценочной деятельности следующие: - введение трёхзнаковой системы оцени­вания; - чередование оценивания путём «вычи­тания» и «сложения»; - применение различных видов поощрения; - соуправление процессом оценивания на основе самооценки, взаимооценки с помощью «волшебных линеечек»; - самооценка на основе «Портфеля досги- жений»
Действия преподавателя Действия учащихся
1. Выяснение представлений учащихся о цели оценивания 1. Высказывание мнений - зачем нужно оценивание (например, чтобы знать как человек учится; что он умеет, знает; плохо или хорошо учится и т.п..)
2. Обобщение мнений уче­ников, подведение мысли детей к пониманию цели оценивания.  Логика рассуждений: нужно знать, как человек учится - не для похвалы или наказания, а для того, чтобы знать, на каком уровне нахо­дится человек в своих зна­ниях, умениях, развитии. В свою очередь эти знания необходимы для того, чтобы и учитель, и ученик знали, как планировать дальнейшее обуче­ние: необходима помощь или можно двигаться дальше. Вывод: Оценивание нужно для того, чтобы: -знать уровень знаний, умений, развития человека (ученика);  -знать, что делать дальше (планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность). 2. Осознавание цели оценивания: — слежение за логикой рассуждений учителя; — осознание вывода. Вывод: оценивание нужно для того, чтобы: — знать уровень; — знать, что делать дальше. Дети, умеющие читать, могут прочитать вывод, записанный учителем на доске.  
3. Выяснение представлений учащихся о предмете оценива­ния (что можно оценивать?) 3. Высказывание мнений о предмете оценивания (что можно оценивать?)
4. Обобщение мнений учени­ков о предмете оценивания. Вывод: Оценивать можно: — письменные работы ученика; — устные ответы ученика; — работу на уроке; — знания, умения (действия) ученика; — поведение; — огаошение к окружающим; — психологические и личност­ные качества - внимание, память, воображение, аккуратность, ответсвенность. 4. Уяснение предмета оценивания. Выбор совместно с учителем предмета оценивания на первом этапе обучения: — письменные работы; — устные ответы; — работа на уроке.
5. Введение понятия «критерии оценивания». Обсуждение с учащимися критериев оценивания письмен­ных работ, устных ответов, ра­боты на уроке. Справка для учителя: согласно словарю С. И. Ожегова; «Критерий -мерило оценки, суждения». Введение условных обозна­чений критериев для детей. Например: мы будем оценивать письменные работы по критериям. -правильность (безошибочность); -аккуратность написания; — красота букв, цифр; устные ответы по критериям:  -чёткость; -громкость; — убедительность; работу на уроке по критериям: -активность; -старательность;  -внимательность;  -помощь другу.   5. Усвоение (знание плюс понимание) понятия «критерии оценивания». Обсуждение с учителем критериев оцени­вания письменных работ, устных ответов, работы на уроке. Для детей: «критерий»мерка. То есть необходимо решить, по каким меркам оценивать выбранные вилы рабо­ты. Знакомство с условными обозначениями критериев. Обозначение критериев началь­ными буквами слов: критерии оценивания письменных работ: — правильность (П.); — аккуратность (А.): — красота (К.); критерии оценивания устных ответов: — чёткость (Ч.); — громкость (Гр.); — убедительность (У.);  критерии оценивания работы на уроке. - активность (Акт.); -старательность (С.); - внимательность (В.); -помощь другу (П. д.)
6. Выявление знаний учащихся о видах оценивания. Введение понятий: -«пятибалльная система оценивания»; -отметки (баллы); -заменители отметок (любые условные знаки-солнышки, тучки, плюсы, мину­сы, записи «Молодец!», «Хо­рошо!», «Плохо!» и т.д.)   6. Знакомство с: -оцениванием по пятибалльной системе:. 5 - отлично; 4 — хорошо; 3 — удовлетворительно; 2 - плохо; 1 — очень плохо; - оцениванием при помощи заменителей отметок
7. Обоснование использова­ния на первом этапе обучения трёхзнаковой системы оценивания. 7. Перевод совместно с учителем пяти­балльной системы в трёхзнаковую.
8. Применение на практике трёхзнаковой системы оце­нивания, введение «накопи­тельной системы оценивания»   8. Овладение (знание плюс понимание плюс применение на практике) трёх­знаковой системой оценивания и «на­копительной системой оценивания»
9. Расширение представлений учащихся о видах оценивания: - «волшебные линеечки»: — однокритериальные шкалы; — многокритериальные шкалы  - «Портфель достижений» 9. Знакомство с безотметочным оценива­нием с помощью: —«волшебных линеечек»; —«Портфеля достижений» (см. описание технологии работы с «Портфелем достижений»)
10. Создание на уроках ситуаций оценивания письменных ра­бот, устных ответов и работы на уроке с помощью «волшебных линеечек». Организация работы и ока­зание помощи учащимся по оформлению и составлению «Портфелей достижений». 10. Оценивание собственной работы с помощью «волшебных линеечек». Оформление и формирование «Портфелей достижений».  

 

 

Формирование умений самопознания

Этап Предполагаемый результат
II. Этап формирования умений самопознания. Цель: формирование у уча­щихся стремления и умений самопознания. Задачи: — обсуждение цели самопоз­нания (зачем?); — обучение работе с рефлек­сивным дневником как средст­вом формирования умений са­мопознания (как?); — «открытие» учеником самого себя как предмета самопознания (формирование «Образа Я»?); — «открытие» учителем и роди­телями внутреннего мира ре­бёнка; Щ||знания учащихся о цели, предмете само­познания; —умения учащихся работать с рефлексив­ным дневником как средством форми­рования умений самопознания; — представления учащихся о собственных индивидуальных особенностях, положи­тельных и отрицательных личностных каче­ствах; —знания учащихся о возможности и направ­лениях самосовершенствования; —принятие и понимание учениками датою человека; —знания учителя и родителей о внутреннем мире ребёнка; —знания учителя и родителей о направле­ниях оказания тактичной помощи ребён­ку в самосовершенствовании. Критерии оценки результативности 6 статусное положение ученика в классе (по социограмме —лидер, принимаемый, отвергаемый).
Действия преподавателя Действия учащихся
1 Организует обсуждение с учениками цели самопозна­ния: Зачем человеку нужно уз­навать самого себя? 1. Высказывание мнений о цели самопознания.
2. Помогает обобщить мне­ния учеников. 2. Осознание цели работы по самопознанию. Главный вывод: самопознание необходимо для самосовершенствования, чтобы быть успешным в учёбе и в жизни.
3. Организует работу учени­ков с первыми страницами рефлексивного дневника: — «Обращение автора к уче­никам и их родителям»; — «Я учусь учиться. В чём мне должен помочь рефлек­сивный дневник»; — «Визитная карточка ученика»; — «Секретная информация». 3 .Отвечают на вопросы первых страниц рефлексивного дневника. Учатся осознавать свои личностные, индивидуальные особенности. Учатся задавать вопросы самому себе, другу, искать и получать ответы.
4. Организует письменный и устный диалог, поддерживает интерес у школьников к про­водимой работе по самопо­знанию:  — знакомится с ответами, мыслями детей; — благодарит за интересные высказывания; — «открывает» внутренний мир каждого ребёнка. 4. Задают интересующие вопросы учителю, одноклассникам на протяжении всего перио­да обучения. Самосовершенствуют личностные качества путём самопознания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...