Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха Возрождения. Основные особенности. Наиболее известные архитекторы, скульпторы и художники.




Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название).
Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.), его территории распространения и национальных особенностях.

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли, современнику Леонар­до да Винчи и молодого Микеланджело. Алессандро Филипепи, прозван­ный Боттичелли (1445—1510), ро­дился во Флоренции. Он учился жи­вописи у Филиппо Липпи, посещал мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил­ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо. Его имя стало известно благода­ря картине «Поклонение волхвов» (1476 г).  Его знаменитые картины зрело­го периода «Весна» (около 1477— 1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483—1484 гг.),  «Оплакивание Христа» (около 1500 г.), «Покинутая» (около 1490 г.):

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до кон­ца второго десятилетия XVI в. В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), «Мадонна с цветком» (1472 г.),  «Мадонна в гроте» (1483— 1494 гг.),  «Мадонна с Младен­цем» («Мадонна Литта»),  «Тайная вечеря», испол­ненную им в 1495—1497 гг. по зака­зу Лодовико Моро. Портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентий­ца Франческо ди Джокондо (около 1503 г.). Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений ми­ровой живописи.

С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэля называли Мастером Ма­донн. Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), — приобрело возвышен­ный характер в лучшем произведе­нии раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г.). «Мадонна в зелени» (1505 г.). Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его при­гласили к папскому двору в Рим. Ху­дожник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Вати­канском дворце. В этих помещениях Рафаэль и его ученики украсили потолки позо­лоченным стуком и росписями, пол выложили узорчатым мрамором, а каждую стену до декоративной пане­ли покрыли многофигурными фрес­ками. Росписи ватиканских станц (1509—1517 гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мас­тера не только Рима, но и Италии. Как и прежде, Рафаэль вновь об­ратился к излюбленному образу Ма­донны с Младенцем. Мастер гото­вился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадон­ны» (1515—1519 гг.)

Тициан Вечеллио прожил почти столетие (1476 или 1477— 1576)  - «Венера Урбинская», « Даная».

 


Искусство Древней Руси. Киевская Русь. Устройство крестово-купольного храма.

Архитектура Киевской Руси. Первым городом Руси, принявшим православие был Киев. Архитектура Киева впитала в себя все лучшее, что создали византийские мастера. Все храмы Киева возведены из плинфы. Первая церковь Киева Десятинная церковь (Успения Богоматери) – была разрушена в 1240 г. Самый древний из сохранившихся храмов Киевской Руси находится в Чернигове – это Спасо-Преображенский собор, сер. 11 в.

Собор Святой Софии в Киеве возведен при князе Ярославе Мудром в 30-50 гг. 11 в. - это самый грандиозный из известных соборов византийской традиции. Изначально он имел 13 куполов, позднее он подвергся перестройке и число куполов уменьшилось. Форма купола – полукруглая как в Византии. Росписи в храме располагались в соответствии с византийской традицией: в «небесной» зоне (купол и апсида) – изображался Христос и Богоматерь, а в «земной» зоне (стены и западные столбы) – апостолы и святые., Евангельские сюжеты из земной жизни Христа. Монументальная живопись представлена фресками и мозаикой.

Устройство крестово-купольного храма.

 

Архитектура Новгорода и Пскова.

XI век в древнерусской архитектуре — это эпоха «трёх Софий». Византий­ская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наиболь­шей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева, Чернигова, Переславля — строился храм, тем больше в нём проявлялись черты оригинального русского зодчества, тем больше соб­ственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской — София Новгородская и София Полоц­кая — возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие твор­чески преобразили его до неузнаваемости.

Второй столицей Руси был Новгород . В новгородской архитектуре   присутствуют самобытные черты русского зодчества. Храмы этого периода тяжеловесны и почти не имеют декора снаружи. Самый известный – Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1050гг.) имеет пять куполов, форма купола-  шлемовидная. Внутри храм украшен фресками. В более поздний период 13 в. храмы новгородской Руси стали возводиться небольшими по размеру и с одним куполом, т.к их строили не на деньги князя, а на деньги горожан. Фасады храмовых зданий украшали маленькими фигурными нишами, барабаны куполов опоясывали рядами арочек и треугольников. Из восточного фасада выступают полукруглые апсиды, а сама стена завершалась полукруглыми закомарами. Затем апсиду опустили до половины высоты стены, а вместо закомар появились трехлопастные покрытия - это стало излюбленным приемом новгородских зодчих.

Гeopгиевский собор Юрьева монастыря. 1119 г. Церковь Петра и Павла в   Кожевниках. 1406 г.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...