Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 16. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни




 При изучении данной темы используйте разнообразные подходы к описанию интеллигенции, а также данные исследований интеллигенции в отечественной и зарубежной науке. Обратите внимание на исследования технической интеллигенции для изучения проблем инженерного труда. Это поможет вам осуществить классификацию интеллигенции.

 Важным разделом данной темы является вопрос об источниках пополнения интеллигенции. Выделите социальные источники пополнения интеллигенции, подумайте о процессе саморекрутирования и самовоспроизводства интеллигенции. Подумайте: каким образом влияют экономические реформы на изменения в структуре интеллигенции.

Особое внимание обратите на функции и роль интеллигенции в обществе. Это поможет определить статусные позиции интеллигенции в обществе, рассмотреть модели поведения в среде интеллигенции. Также следует уделить внимание вопросам маргинализации русской интеллигенции, что обусловлено экономическим положением интеллигенции в российском обществе и политикой властей в отношении интеллигенции.

Подумайте о политических ориентациях российской интеллигенции, особенностях сознания интеллигенции и ее роли в общественных преобразованиях.

Тема 17. Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни

Данная тема имеет огромное значение не только для изучения данной дисциплины, но и для определения перспектив общественного развития. Это диктует необходимость рассмотрения следующих вопросов: молодежь как социально-демографическая группа; молодежная субкультура: индикаторы и показатели ее состояния и развития; качественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи: затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей.

Изучая данную тему, обратите внимание на трудности социализации и социальной адаптации молодежи в эпоху перестройки и демократизации. Следует также рассмотреть вопрос о духовно-идеологических исканиях молодежи. Для этого следует уделить внимание проблеме формирования и развития интересов, основных ценностей и норм социального поведения. Подумайте о перспективах развития духовной жизни молодежи, ее политических ориентаций, художественного вкуса и стиля повседневной жизнедеятельности.

Тема 18. Современные тенденции в духовной жизни личности

Изучая динамику духовной жизни личности, обратите внимание на происшедшую переориентацию духовной жизни от социоцентризма к человеко-центрическим достижениям. Проанализируйте уровень коллективизма и индивидуализма в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России.

Для изучения современных тенденций в сфере духовной жизни важное значение имеет анализ образов человека в современной западноевропейской культуре как детерминант социализации личности. Проанализируйте следующие личностно-ориентирующие координаты: коллективизм, индивидуализм, открытость переменам, консервативность по отношению к социальным изменениям, отчужденность и пр.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Что такое духовность?

2. Чем отличается научно-социологическое понимание духовности от его религиозного толкования?

3. Какие функции выполняет духовность человека в процессе его жизнедеятельности?

4. Можно ли дать научное объяснение понятию «душа человека»?

5. Попробуйте раскрыть структуру духовой жизни человека?

6. Сформулируйте основные идеи Аристотеля, высказанные им в трактате «О душе»

7. Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека?

8. Почему Гегеля характеризуют как «объективного идеалиста»?

9. Как понимал духовность Дильтей в своей «философии жизни»?

10. Согласны ли Вы с пониманием духовности в православии?

11. Что называется «менталитетом»?

12. Приведите в единую систему понятия: архетип культуры, подсознание, массовое сознание, ментальность, формы общественного сознания

13. Идентичны ли понятия «Духовная жизнь» и «интеллектуальная жизнь»?

14. Что такое «научная парадигма», включаются ли в нее этические принципы научного сообщества?

15. Подумайте, что такое «художественный стиль» и включаются ли в него нравственные принципы творца?

16. Назовите основные исторические формы сознания?

17. Что такое «сакральное» и «профанное»?

18. Почему религии были и являются основной духовной силой доиндустриального общества?

19. Что такое секуляризация?

20. Сформулируйте кратко социокультурные характеристики индустриального общества?

21. Духовность Запада и Востока – в чем единство и различие?

22. Охарактеризуйте показатели духовной жизни россиян до и после перестройки

23. Объясните различие между «социальностью» и «духовностью» современного общества

24. Назовите функции СМИ в информационном обществе. Почему СМИ называют «четвертой властью»? Верно ли это?

25. Перечислите элементы формулы Лассуэла

26. В чем проявляется проблема взаимоотношений государства и телевидения в России?

27. Дайте определение светского государства. Каковы его отличия от теократического государства? Чем регулируются взаимоотношения государства и церкви в России?

28. Какие религии в России являются культурообразующими?

29. Какие религии, по Веберу, формируют установку на господство над «внешним»?

30. Что такое субкультура? Можно ли утверждать, что субкультура включает в себя антиценности общей культуры?

31. Что понимается под этосом научного и художественного сообщества?

32. Можете ли Вы охарактеризовать состояние духовности молодежной субкультуры россиян?

33. Зависит ли установка на жизненный успех от состояния духовности индивида?

34. Чем фанатизм отличается от убежденности?

35. Оцените степень эффективности правовой защиты интеллектуальной собственности в российских условиях.

 

РАЗДЕЛ 3.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...