Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Проблемы развития науки и научного творчества в социологии духовной жизни




Изучая данную тему, рассмотрите проблемы социологии науки и ее связь с другими разделами науковедения (историей науки, философией науки, экономикой и организацией научной деятельности). Используйте для анализа этих проблем социологические исследования науки в работах Дж. Бернала, У.Ф. Огсборна, Т.Парсонса, Р.Мертона и др.

 Важным аспектом изучения данной темы является исследование взаимоотношений науки и общества, социальных последствий рыночных преобразований для развития науки. Соберите эмпирический материал о процессе «утечки мозгов» и осмыслите мотивацию этого процесса через призму влияния на этот процесс рыночных преобразований.

Обратите внимание на социальные проблемы организации науки, а также проблемы реализации научно-технических достижений и социальный климат науки.

Тема 13. Проблемы культуры в социологии духовной жизни

 Данная тема органически переплетается со всеми проблемами в сфере духовной жизни, что создает ряд трудностей в ее освоении. Поэтому следует рассмотреть культуру как предмет изучения в социологии духовной жизни, осмыслить подходы к трактовке культурологических проблем, исследовать становление предмета культуры. Для этого имеет смысл обратить внимание на способы проявления культуры: культура как мера общественного прогресса; культура как степень воплощения гуманистических ценностей; культура как форма преемственности духовных ценностей.

Важное значение для освоения проблематики данной темы имеют исследования взаимосвязи культуры с творческой деятельностью, сочетания мировой и национальной культур. 

Обратите внимание на вопрос материальной обеспеченности культурных и духовных потребностей. Рассмотрите понятие «духовные ценности», которое по праву считают основной категорией социологии культуры. Также необходимо раскрыть содержание следующих понятийных сочетаний: ценностные установки и их изменение; ценностное отношение человека к природе и обществу; эстетические параметры развития культуры.

Изучая данную тему, обратите внимание на вопросы типологии культур. Рассмотрите следующие отрасли культуры: политическая, профессиональная, педагогическая и др. Подумайте о соотнесенности национальных и этнических типов культур. Раскройте содержание понятий: формы культуры(народная, массовая, элитарная); духовная и материальная культура; экономическая культура (культура производства, культура распределения, культура потребления, культура обмена, культура управления, культура труда); политическая культура.

Значимость политической культуры в современном обществе диктует необходимость исследования показателей уровня развития политической культуры. Раскройте содержание понятий: гражданские и политические права, парламентская и непарламентская лексика общения.

Важной сферой проявления культуры является производственная сфера, изучение которой предполагает анализ профессиональной культуры, уровня профессионализма. Подумайте над вопросами профессиональной квалификации, соотнесите формальную и реальную квалификацию.

Тема 14. Религиозная проблематика в структуре социологии духовной жизни

Значимость религиозной проблематики для духовной жизнедеятельности общества предполагает необходимость исследования религии как социального явления и в качестве объекта социологического исследования. В осмыслении проблем религиозного сознания вам помогут социологические концепции религии Э.Дюркгейма и М. Вебера. 

Важный срез в исследовании религиозной проблематики представляет изучение феномена религиозного сознания и поведения как предмета социологии духовной жизни. Обратите внимание на роль следующих проявлений религиозности в жизни общества: религиозные отношения, религиозные организации и институты.

Проанализируйте уровни социологического изучения религиозности: теоретический и эмпирический. Раскройте содержание следующих понятий: религиозность, уровень религиозности, степень религиозности, характер религиозности, динамика религиозности, религиозная группа (община, объединение верующих). Понимание смыслового содержания этих понятий поможет вам оценить состояние религиозного сознания.

Важным аспектом изучения данной темы являются вопросы теории и практики секуляризации. Подумайте над последствиями вытеснения религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой.

Осмысляя вопросы данной темы, обратите внимание на взаимодействие светского государства и религиозных конфессий, на разграничение их социальных функций. Подумайте о значимости Закона о свободе совести для верующих и демократических завоеваний.

Поскольку вы являетесь студентами социологического факультета, подготовьте материал для проведения сравнительного анализа ценностных ориентаций различных конфессий. Это поможет вам рассмотреть религиозно-духовную практику как фактор саморегуляции поведения человека и понять причины религиозной нетерпимости и экстремизма в современном мире.

Тема 15. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества

Для современного общества огромное значение приобретают виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы. Это диктует необходимость исследования их воздействия на общественное и массовое сознание. На основе собственного жизненного опыта подумайте о современных тенденциях в этой сфере. Изучите вопросы глобализации виртуальной реальности в системе Интернет. Подумайте о природе новой реальности, ее возможностях для развития личности человека, соотношении глобальных и локальных духовных процессов, о возможных негативных последствиях воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности.

 Обратите внимание на методы анализа деятельности СМИ, используйте при изучении этого вопроса формулу Лассуэла. Обратите внимание на анализ источников информации. Попробуйте сформулировать социальные причины дезинформации населения. Подготовьте сообщения по следующей теме: «Информационная война», ее цели и этапы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...