Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Концепции личности.




Огромное значение для изучения дисциплины имеют различные социологические теории: зеркального «Я» Ч.Х. Кули и Дж. Мида; ролевая теория личности в концепциях Я.Л. Морено, Т. Парсонса, Р. Липтона; статусная теория личности.

Освоение данной темы предполагает необходимость осмысления содержания следующих понятий: «формирование», «развитие», «воспитание», «социализация» личности, инструменты социализации, стадии и этапы социализации личности.

Обратите внимание на значение и роль духовной сферы для социализации личности. Следует также рассмотреть понятия: статусный набор личности и ролевой набор личности.

 Следует собрать материалы о социологических исследованиях по проблемам (трудового, нравственного, политического) воспитания личности, а также исследованиях по вопросам общественного сознания. Обратите внимание на различия между понятиями: социальные ценности и ценностные ориентации личности.

Изучите диспозиции личности по В.А. Ядову. Это поможет понять специфику маргинального сознания и поведения.

Тема 8. Формы общественного сознания

 Изучая данную тему необходимо обратить внимание на многообразие проявлений общественного сознания. Проанализируйте выделяемые в научной литературе виды сознания в обществе.

Значимость политики и политического сознания для современного общества диктует необходимость анализа следующих структур: уровни политического сознания; ценностные ориентации политического сознания. Обратите внимание на наличие плюрализма в политическом сознании современного общества и значение проблемы консенсуса в политике и политической идеологии. Подумайте над вопросом: завершена ли смена парадигмы в современном политическом сознании россиян.

Важной сферой общественного сознания является правосознание. Проанализируйте понятия: право и правосознание. Рассмотрите специфику правопонимания как исходного пункта правосознания. Обратитесь к концепции «естественного права человека», которая поможет вам осмыслить основополагающие принципы правосознания: справедливость, свобода личности, долг, ценность личности. Следует также рассмотреть уровни и социальные функции правосознания.

Нравственное сознание – одна из первых форм общественного сознания. Изучите вопросы, относящиеся к происхождению и роли морали и нравственного сознания в обществе. Обратите внимание на проблему нравственных отношений. Для исследования данной проблемы огромное значение имеет осмысление масштабов общечеловеческих ценностей в нравственном сознании. Рассмотрите основные понятия в области морали и моральных отношений. Проанализируйте соотношение политики и морали в современном сознании общества. Оцените масштабы нравственных оснований общественной жизнедеятельности. Подумайте над вопросом соотнесенности нравственного сознания общества и уровня технического прогресса.

На всех этапах общественной истории эстетическое сознание и эстетическое отношение к миру имели огромное значение для человека. Анализируя данную проблему, обратите внимание на искусство как основной элемент эстетического сознания, а также специфику эстетического отношения человека к действительности. Соотнесите понятия: эстетическое сознание и духовность человека; труд и эстетическое сознание.

Религиозное сознание – важная сфера общественного сознания. Изучая эту проблему, обратите внимание на место религиозного сознания в структуре современного общества. В этом вам может помочь освоение мировых религий. Проанализируйте соотнесенность следующих проблем: специфика и структура религиозного сознания; религия и культура; религия и нравственность; религия и духовность; религия и смысл жизни человека.

Следует также обратить внимание на формирование экономического, экологического, исторического и других форм общественного сознания.

Тема 9. Типы и уровни общественного сознания

Начните изучение данной темы с анализа понятий «тип сознания» и типология сознания в обществе. Это поможет разобраться с освоением специфики сознания мифологического, утопического, идеологического, тоталитаристского, ааторитаристского, рационалистического, научного сознания, сознания «здравого смысла», религиозного и консервативного сознания.

 Изучение данной темы предполагает анализ уровней сознания общества: теоретического и обыденного, сознания донаучного, научного, вненаучного. Важное значение для освоения материала данной темы имеет проблема общественной идеологии в социальной философии. Проанализируйте следующие понимания идеологии: идеология как ложное сознание (К, Маркс); идеология как теоретическое систематизированное сознание общественного класса (В.И.Ленин); идеология как ценностное сознание (Т.Гайгер, Г.Альберт); идеология как теоретизированные взгляды класса, добившегося господства (К.Мангейм); идеология как социальная технология (Р.Дарендорф); Идеология и утопия (Д.Белл). Изучив различные понимания идеологии, вы сможете правильно оценить роль идеологии в жизни общества.

Важным аспектом данной темы является вопрос о проблеме взаимодействи я идеологии и сознание личности. Обратите внимание на эту проблему и используйте для ее анализа конкретный материал.

Тема 10. Ментальные структуры общественного сознания

Начните изучение темы с анализа понятия «менталитет». Для этого следует рассмотреть менталитет как специфический, устойчивый тип сознания социальных, национальных, религиозных структур.

Важное значение для освоения данной темы имеют вопросы, относящиеся к выявлению специфики социальной психологии как общественного явления и науки. Рассмотрите особенности психологии социальных слоев, классов, групп, а также психологию коллектива и психологию толпы.

Для понимания сущности социальной психологии, как общественного явления большое значение имеют следующие понятия: социальный характер (Э.Фромм), общественная память, социальные традиции, социальный опыт. Сформулируйте определения данных понятий и соотнесите их содержание с феноменами массового сознания. Это поможет раскрыть его специфику и роль в обществе. Обратите внимание на такой феномен общественного сознания, как общественное мнение и его значение для прикладных социологических исследований.

Тема 11. Проблемы образования в социологии духовной жизни

Роль образования для любого этапа общественного развития является чрезвычайно значимой, что обусловило становление социологии образования. Определите предмет исследования социологии образования и задачи социологии образования.

Освоению данной темы поможет анализ системного характера образования. Рассмотрите структуру системы образования, а также формы и уровни системы народного образования. Подумайте о проблемах и перспективах развития системы образования, эффективности и качестве образования, уровне знаний. Сформулируйте наиболее актуальные проблемы социологии образования, исследование которых поможет выявить противоречия в сфере образования найти оптимальные пути его развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...