Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет социологии духовной жизни




 Изучение дисциплины предполагает освоение основных понятий. Поэтому необходимо обратить внимание на анализ понятий «духовная жизнь», «духовная сфера общества», «духовная деятельность», « общественное сознание», «духовная культура».

Обратите внимание на такие формы проявления духовной жизни, как культура, мораль, искусство, наука, религия, образование.

При изучении данной темы следует учесть, что духовная деятельность является способом существования форм духовной жизни. Обязательно рассмотрите следующие вопросы: материальный и идеологический аспекты духовной жизни; духовная жизнь как тип производства, распределения и потребления культурных ценностей; специфика социологии духовной жизни; философский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни.

Проанализируйте место социологии образования, социологии культуры, социология науки, социологии СМИ в структуре социологии духовной жизни. Необходимым аспектом изучения данной дисциплины является анализ деятельности субъектов в социологии духовной жизни.

Изучение данной темы предполагает исследование социологии духовной жизни как специальной социологической теории, объясняющей духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества, направленных на саморегуляцию совместной жизнедеятельности людей.

Тема 2. Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни

Изучая данную тему обратите внимание на особенности объяснения «духа» в античной (Аристотель, Платон, Демокрит), немецкой классике (Гегель) и материалистами ХУП-ХУШ вв. (Гоббс, Локк). Следует также обратить внимание на теологическое объяснение души человека. Весьма значим вклад В. Дильтея в «философию жизни», в формирование понятий «понимание», «герменевтика», - поэтому следует уделить внимание их рассмотрению.

Обратите внимание на специфику экзистенциального подхода к человеку и его сознанию. Следует осмыслить культурно-историческую типологию Н.Данилевского, представления Э. Дюркгейма о «духовности», концепцию жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме (Э.Фромм, В.Франкл).

Изучая зарубежные подходы к анализу духовной жизни, следует уделить внимание гносеологическому подходу к духовной жизни в отечественной литературе, оценить его эвристические пределы. Также следует обратить внимание на развитие социологического подхода к анализу проблем духовной жизни в отечественной социологии.

Тема 3. Теоретические парадигмы духовной жизни

 Обратите пристальное внимание на марксистскую парадигму духовной жизни общества и общественного сознания, которая была господствующей в нашей отечественной социологии. Для этого следует рассмотреть вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания, первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, а также проанализировать относительную самостоятельность общественного сознания и его обратное влияние на общественное бытие. Обратите внимание на значимость материальной детерминации духовного производства для марксизма.

Наряду с марксистской  парадигмой следует изучить альтернативные концепции духовной жизни общества. Обратите внимание на критику марксистской парадигмы общественного сознания: общественное бытие и общественное сознание – теоретически недопустимые и некорректные (слишком сильные) абстракции; принципиальную неэлиминируемость (неисключаемость) сознания из общественной жизни; марксистская концепция общественного сознания - упрощенная картина духовной жизни общества; марксистская версия общественного сознания - вариант механического детерминизма.

Тема 4. Феномен духовной жизни

 Изучая данную тему, проанализируйте понятие «ментальность» и ее природу в структуре сознания. Обратите внимание на следующие составляющие духовной жизни: экономическая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая сила в структуре духовной жизни. Рассмотрите варианты их взаимодействия в исторических типах социальности. 

Освоение феномена духовной жизни предполагает наличие представлений о интеллектуально-духовной силе и ее производных как компонентах духовной жизни. Сформулируйте положения, обосновывающие роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни. Для этого следует проанализировать функции теоретических парадигм в общественной жизни, а также художественные стили (парадигмы), ихисторическую эволюцию.

Тема 5. Духовная жизнь доиндустриального общества

Для изучения дисциплины огромное значение имеет рассмотрение исторических структур сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральные структуры.

Изучение духовной жизни доиндустриального общества предполагает наличие представлений по следующим вопросам: мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриального общества; Духовная структура мировых религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства, иудаизма): общие принципы и специфика. Посмотрите по словарю и сформулируйте для себя различия между сакральным и профанным в духовной жизни.

Обратите внимание на наличие различий между обыденным и трансцендентным. Чтобы уяснить специфику этих различий, используйте для их анализа принципы духовной рациональности (М.Вебер), а также представления о ценности религиозного спасения.

Весьма значимым для усвоения материала по данной теме является вопрос о специфике западной и восточной цивилизаций. Используйте для его раскрытия художественную литературу, например, произведения Г.Гессе.

 

 

Тема 6. Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества

В духовной жизни индустриального общества имеют место различия между спецификой религиозной и светской духовности, - следует обратить особое внимание на изменение их соотношения в процессе промышленного развития стран Запада и Востока. Также следует проанализировать дифференциацию сфер духовной жизни и развитие форм общественного сознания (религии, науки, философии, права, морали, искусства, социологии).

Большое значение для освоение данной темы имеют представления об особенностях общественного сознания и общественного мнения в эпоху индустриализации и постиндустриализации. Это поможет разобраться с вопросом о социальной обусловленности кризисных явлений в духовной сфере.

Обратите внимание на систему образования современного общества и его роль в развитии духовности, а также на проблемы реформирования образования.

Важное место в изучении данной темы занимает вопрос о духовной жизни российского общества в эпоху перестройки. Проанализируйте следующие понятия: плюрализм убеждений и мнений, свобода слова. Понимание сущностного содержания данных понятий поможет оценить уровень демократических завоеваний и сохраняющиеся проблемы в сфере духовной жизни современного российского общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...