Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Концепции личности.




1. Социализация личности

2. Социальный статус личности

3. Ролевая теория личности

4. Социальные ценности и ценностные ориентации личности

5. Социологические исследования состояния общественного сознания

Вопросы для обсуждения:

1. Теория зеркального «Я» Ч.Х. Кули и Дж. Мида

2. Значение и роль духовной сферы в социализации личности

 Задания для самостоятельной работы

Используйте для анализа ценностных ориентаций личности результаты региональных исследований (В.Р. Цилева)

Сформулируйте основные идеи Аристотеля, высказанные им в трактате «О душе»

Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека?

Как понимал духовность Дильтей в своей «философии жизни»?

Литература:

Основная:

Социализация/ Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С.94-129

Человеческая личность/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С.40-59

Культура и личность/ Фролов С.С. Социология – М.: Логос, 1996. С.43-126

Дополнительная:

Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С. 11-131

Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С.3-46

Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М., 1993 с.211-256

Социология личности/Социология: учебник для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.254-266

      Тема 5. Проблемы образования в социологии духовной жизни

1. Проблемы образования в социологии духовной жизни. Развитие исследований в сфере образования

2. Эффективность и качество образования

3. Актуальность исследования проблем образования

Вопросы для обсуждения:

1. Переход на двухуровневую подготовку и его возможные последствия для студентов и общества

2. Проблемы и перспективы развития системы образования

4. Что такое субкультура? Можно ли утверждать, что субкультура включает в себя антиценности общей культуры?

5. Зависит ли установка на жизненный успех от состояния духовности индивида?

Задания для самостоятельной работы

Собрать публикации о проблемах общеобразовательной школы

Охарактеризуйте состояние духовности молодежной субкультуры россиян.

Литература:

Основная:

Образование/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С. 427-459

Социология образования/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С. 118-132

Дополнительная:

Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Издат. корпорация «Логос», 1999 . С.11-131

Социология молодежи/ Маршак А.Л.Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. С.178-195

Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.300-314

Тема 6. Проблемы развития науки и научного творчества в социологии духовной жизни

1. Исследования в сфере науки и их место в социологии духовной жизни

2. Влияние характера взаимоотношений науки и общества на динамику научных исследований

3. Социальные проблемы организации науки

4. Социальный климат в сфере науки

Вопросы для обсуждения:

1. «Утечка мозгов» и ее последствия для российского общества

2. Социальные последствия рыночных преобразований для развития науки

3.Что такое «научная парадигма», включаются ли в нее этические принципы научного сообщества?

5. Что понимается под этосом научного и художественного сообщества?

6. Что такое «художественный стиль» и включаются ли в него нравственные принципы творца?

Задания для самостоятельной работы

Собрать статистические данные, характеризующие последствия перестроечных процессов для развития фундаментальной науки

Оцените степень эффективности правовой защиты интеллектуальной собственности в российских условиях?

Литература:

Основная:

Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990

Социология культуры, образования, науки, воспитания/ Социология. Наука об обществе: учебное пособие- Харьков, 1996

Дополнительная:

Керимов Д.А., Кейзеров Н.М. Интеллектуальная собственность. – М., 1993

Наука/ Зеленов Л.А. Социология города: учебное пособие – М.: Владос, 2000. С. 70-73

Наука/ Крапивенский С.Э. Социальная философия – М.: Владос, 2004

Тема 7. Религиозная проблематика в структуре социологии духовной жизни

1. Религия как социальное явление и объект социологического исследования

2. Социологические концепции Э.Дюркгейма, М. Вебера и др.

3. Уровни социологического изучения религиозности: теоретический и эмпирический

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое секуляризация? теория и практика секуляризации?

2. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в современном мире

3.Какие религии являются культурообразующими?

6. Какие религии, по Веберу, формируют установку на господство над «внешним»?

7. Чем фанатизм отличается от убежденности?

8. Что такое «сакральное» и «профанное»?

9. Почему религии были и являются духовной силой доиндустриального общества?

10. Чем отличается научно-социологическое понимание духовности от его религиозного толкования?

11. Согласны ли вы с пониманием духовности в православии?

Задания для самостоятельной работы

Сравнительный анализ ценностных ориентаций различных конфессий

Дайте определение светского государства. Каковы его отличия от теократического государства? Чем регулируются взаимоотношения государства и церкви в России?

Литература:

Основная:

Религия / Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С. 460-492

Социология религии / Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая\ школа, 2002. С.171-178

Дополнительная:

Тема 8. Проблемы культуры в социологии духовной жизни

1. Культура как предмет социологического исследования

2. Культура как средство возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности

3. Роль культуры в формировании ценностного отношения к природе и обществу.

Вопросы для обсуждения:

1. Культура как мера общественного прогресса и форма преемственности духовных ценностей

2. Проблемы сочетания мировой и национальной культур

Задания для самостоятельной работы

Сравните уровень материальной обеспеченности культурных и духовных потребностей в советском и современном российском обществе

Литература:

Основная:

Культура/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994 с.40-69

Культура и личность/ Там же. С.43-126

Социология культуры/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. С.377-402

Культура/ Кравченко А.и. Введение в социологию. – М.:Новая школа, 1995. С.32-55

Дополнительная:

Культура и язык/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. = Екатеринбург: Деловая книга; М.: издательская корпорация «Логос», 1999. С. 158-181

Культура/ Основы социологии: курс лекций – М., 1993. С.149-210

Социология культуры/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 190-201

 

Тема 9. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни

1. Эволюция и роль русской интеллигенции в духовном возвышении общества

2. Исследования проблем интеллигенции как «пограничная» отрасль социологического знания

3. Исследования интеллигенции в рамках социологии духовной жизни

4. Источники пополнения интеллигенции. Самовоспроизводство интеллигенции

Вопросы для обсуждения:

1. Политика властей в отношении интеллигенции на разных этапах развития нашего общества

2. Политические ориентации российской интеллигенции

Задания для самостоятельной работы

Используйте художественную литературу для социологического анализа положения интеллигенции в нашем обществе

Литература:

Основная:

Социальное положение ученых России – М., 1995

Дополнительная:

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки// Социс, 1996. № 6

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...