Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свиданию, наверняка используют разные физические действия
(что я делаю?). Одна будет торопливо, но тщательно выбирать Платье, принесет гладильную доску, долго будет ее устанавливать и Т.п. Другая схватит первое попавшееся платье, на ходу станет пере- 248 Одеваться, побежит умываться и не подумает о том, на чем будет Гладить. Третья все свое внимание сосредоточит на косметических Процедурах, совершаемых перед зеркалом, и т.д. и т.п. Взаимодействие «желания», «действия» и «приспособления» с Предлагаемыми обязательствами и есть сценическая задача, которую Актеру предстоит решить, т.е. реализовать в акте сценической игры. Реализация задачи в данных предлагаемых обстоятельствах есть один Действенный эпизод сценической жизни. Сценическая задача всегда определяется глаголом: хочу Освободиться, хочу успеть, хочу обладать, хочу найти выход, хочу Всех успокоить и т.п. Пример решения сценической задачи: девушка хочет побыстрее Отделаться от подруги, которая явилась не вовремя и занимает ее Неинтересным разговором. Ее желания оказываются в конфликте с Предлагаемыми обстоятельствами. Неспособный актер (студент) постарается побыстрее совершить Действие, заданное этюдом, талантливый же — нафантазирует сотню Действий, обогащающих выполнение этой задачи. Он постарается Изобразить в действии процесс борьбы желания с обстоятельствами. Этого требует закон. Сценическое действие должно быть конкретным, правдивым а не Формально изображенным. Его возникновение должно иметь какую- Либо точную причину. Оно должно быть направлено на какую-то Конкретную цель. У всякого действия есть его внешняя сторона, т.е. то, Что видит наблюдатель со стороны (физическое действие), и Внутренняя, невидимая (мысли, желания, чувства), т.е. психическая Жизнь человека. Но поскольку обе стороны связаны между собой, Физические действия правильнее называть психофизическими. Физическое действие в готовой роли актер выполняет каждый раз при Повторении спектакля, а приспособление (т.е. как он это действие Выполняет сегодня) меняется. Приспособление — это краска, нюанс, это Сегодняшнее актерское состояние, его импровизация. Физическое действие — это мостик между сознательным и Подсознательным. В момент выбора физического действия — это Процесс сознательный, в момент же его выполнения процесс становится Подсознательным. Только через физическое действие, т.е. через Поведение человека, мы можем судить о внутреннем, психическом его Состоянии. 249 Разница между жизненным процесс ом, действительно Произошедшим в жизни (девушка прожгла платье), и тем же случаем, Происходящим на сцене, заключается в том, что в жизни этот случай Произошел с настоящим платьем, а на сцене — с подобием платья, Пустышкой. Если в жизни девушка прожгла платье, она не занимается Анализом своих желаний и действий, а старается спасти испорченное Платье или найти способ, как выйти из трудного положения. Актер же Вынужден как следует разобраться в обстоятельствах и действиях и Насочинять то, что в жизни делается само собой. Сначала с тщательностью археолога актер должен восстановить Рисунок физического поведения человека, а после этого с упрямством Музыканта отрабатывать эти действия до тех пор, пока не добьется, Чтобы они стали подобны действиям жизненным, выстроенным по Законам естественного поведения человека в жизни. Актер, повторяю, Должен поверить в условное как в безусловное, заволноваться на сцене Так же, как «если бы» это было на самом деле. В момент правильной реализации сценической задачи — независимо От актера, но в очень большой зависимости от его таланта — возникает Чувство, т.е. степень и качество возбуждения нервной системы человека. В жизни сначала действуют, потом осознают и чувствуют.* На сцене Сперва осознают, анализируют, потом действуют, и постепенно приходит Чувство. Й элемент закона. ОЦЕНКА Предположим, что человек в хорошем настроении возвращается от Знакомых домой. Стоит на остановке, ждет троллейбуса. К нему Подходит пьяный хулиган и начинает его ругать. Обстоятельства резко Меняются. Человек неожиданно обнаруживает новый объект, с которым у Него еще нет устоявшихся отношений. Информация об объекте пока что Отсутствует. (Сказал ведь кто-то, что страх — это и есть отсутствие Информации). Так называемая оценка происходит постепенно, по мере «узнавания». Пример. Й признак. Человек видит приближающуюся к нему фигуру. Мало Ли что может быть, человек ждет троллейбуса. Й признак. Подошедший нетвердо стоит на ногах, покачивается. Мало ли где человек был. Чуть подвыпил. Бывает! Й признак. Подошедший пристально уставился на человека. Человек отвернулся, тогда вновь подошедший тихо его выругал. Вот невоспитанный тип! * Мысль, наверное, спорная. В этом месте в рукописи М.Т. даже стоит «восклик» Н.Крымовой, выражающей своей несогласие. (Н.А. много писала о Туманишвили, была Первым редактором его книги «Режиссер уходит из театра». Собственно, та книга просто Родилась из писем М.Туманишвили к Н.Крымовой. Наконец, они были большими Друзьями. Поэтому, естественно, что и рукопись другой своей книги, той, что сейчас Перед вами, М.Т. отдал читать любимому критику.) Возвращаясь к тому, что «в жизни Сначала действуют, потом осознают», мы можем сказать так: мысль спорная, но в данном Случае не следует понимать ее буквально, М.Т. важно обозначить принципиальную Разницу между последовательностью действий в жизни и на сцене. 250 Й признак. Человек возмутился, тогда хулиган стал поносить его громко. Это типичный хулиган, бандит! Й признак. Человек пошел прочь, а хулиган побежал за ним. Надо спасаться! Все эти изменения могут происходить в очень быстром темпе, В одно мгновение, или в медленном. Беспрерывные контакты-реагирования субъекта со средой дают Возможность сохранять некоторое «равновесие» на определенном Отрезке жизни. Но это «равновесие» нарушается в то же мгновение, как Только одно из обстоятельств, составляющих эту среду, изменится или Появится новое обстоятельство. Тогда человеку придется вновь искать Контакты между собой и средой, его поведение тоже изменится, Изменятся его желания и действия, темп его жизни, изменится Эмоциональное напряжение его нервного аппарата. Этот процесс длится В бесконечном жизненном потоке до тех пор, пока работает Человеческое сознание (а значит, и самый главный его элемент — Внимание). Он нарушается, если человек спит, находится в беспамятстве Или сошел с ума. В момент изменения предлагаемых обстоятельств меняется и Сценическая задача, а, следовательно, организуется новая сценическая Ситуация. Момент перехода от одного действенного эпизода к другому Есть момент оценки. Для актера этот момент наиболее сложен и требует полной отдачи Внутренних сил. Ряд оценок — это уже схема развития действия. Это Километровые столбы вдоль дороги сценических перипетий, это схема Темпов и ритмов в процессе действования, это дорога «сквозного Действия» — компаса сценической жизни. Девушка спешит на свидание. С и т у а ц и я о р г а н и з о в а н а Определенными предла гаемыми Обстоятельствами и сценической Задачей. Но вот девушка слышит с Улицы голос, зовущий ее. Новое Обстоятельство меняет задачу, Рождает новую. Разговаривая с Болтливой собеседницей, девушка Вдруг чувствует запах гари. Она ищет |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |