Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Имя носит Театр оперы и балета в Тбилиси), столь же непременное название в
Репертуаре грузинского музыкального театра, как «Евгений Онегин» П.Чайковского — в Репертуаре оперы русской. 232 Да простят мне вульгарность этого сравнения, но так же, как у Материалистов в основе всей философской системы лежит материя, а у Идеалистов — дух, так и у театральных методов — тоже свои Принципиально разные основы, начала. Вот два самых главных: СЛОВО ДРАМАТУРГА ДЕЙСТВИЕ (ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА) Говорят, что в античном театре «в начале было слово», а в Средневековом — «в начале было действие». Все начинается отсюда. Сегодня действенная природа современного драматического театра Как будто не требует доказательств. Ведь сказал же Гегель: «Человек Есть не что иное, как ряд его поступков». Итак —действие. Проследим процесс, происходящий во время Создания сценического произведения. Режиссер и актеры получают литературное произведение, главным Материалом которого является слово. Слово здесь решает все. Слово Здесь — проводник и информатор идей, волнующих автора. Творческое Воображение посредством слова создает форму произведения. Произведение может печататься, его могут читать, оно может Существовать самостоятельно, как явление в искусстве. Искусство режиссера и актера заключается в постижении сути Происходящего действия, скрытого за словами пьесы, и в переводе этой Сути на язык действия. Но так как за словами автора скрыта психология Действующих лиц, то актер и режиссер являются переводчиками Психологии в поведение. Через слово — анализ. Познаю психологию. Придумываю поведение — фантазирование. Поведение рождает слово — результат. Только посредством действия актер сможет создать на сцене жизнь, Которую мы условно называем «переживанием». «Переживание» есть Цепь отдельных действий в зависимости от обстоятельств, Выполняемых с затратой больших или меньших доз эмоций. Грусти «вообще» не бывает. Грусть Конкретна, сюжетна. С.Эйзенштейн. «О строении вещей» Судить о людях не по тому блестящему Мундиру, который они сами на себя надели, Не по той эффектной кличке, которую они Сами себе взяли, а по тому, как они Поступают и что они на самом деле Пропагандируют. В.И.Ленин. «Что делать?» В самом деле, что ярче и точнее всего характеризует человека? Его поступки, цели, его дела. Только то, что делает человек, помогает Нам распознать его истинную сущность. Поэтому актеры и режиссеры — это, в сущности, «отгадчи ки» человеческого поведения, Сочинители действий, конфликтов, поединков. Линия поведения Героя составляется из отдельных физических действий, а от- 233 Сюда вытекает, что главный «знак» театрального искусства — Физическое действие. Тот, кто в основу своего репетиционного способа кладет «поведение», Вовсе не отрицает значения и силы слова, напротив, посредством Действия он в результате добивается по-настоящему звучащего слова, Когда оно становится венцом творчества актера. Итак, актеры и режиссеры сочиняют «поведение» и «действия». Разница только в том, что если творческое воображение актера сочиняет Характер героя в поведении, то режиссер сочиняет развивающийся Конфликт — борьбу. Режиссер в своей работе должен достичь такого мастерства, когда он Сможет «лепить», «сочинять», «вытачивать» свою мысль из действий Посредством декорации и музыки, костюма и реквизита, света и шума, Как художник-скульптор, высекающий из камня свою тему, свою идею. Режиссер — скульптор живых скульптур, мыслящих, действующих, Чувствующих скульптур, рассказывающих о внутренних секретах Человеческого бытия, о чувствах и переживаниях людей. Нафантазировать спектакль или роль — это значит «вылепить» Развитие действия во времени и пространстве, это значит «вылепить Живую скульптуру» жизни человеческого духа и тела. Это значит Переложить мысли и думы драматурга, мысли и думы режиссера, Призывы, протесты, мечты, переживания на язык простейших Физических действий (физических: читай, психофизических). Только Через них режиссеры и актеры вещают человечеству каждый в меру Своих способностей о своем отношении к жизни. Актер и режиссер, кроме «действия» и «борьбы», пользуются Костюмом и аксессуаром, гримом и париком, пластикой и песней. А Режиссер — декорациями и светом, музыкой и шумами и т.д. Ну, конечно Же, пользуются абсолютно всем, что только можно использовать для Организации и создания развивающегося процесса борьбы, — Атмосферой, настроением, условиями, в которых потечет или понесется Река действий. Своим воображением режиссер создает берега и дно Будущего потока, и от него и его фантазии зависит, будет ли эта река Бурной, со скалы срывающимся потоком или прозрачным ручейком, а, Может быть, это будут еле подвижные, мутные и скучные воды. Все Зависит от силы его творческой фантазии и страстности его идеи, от Способности сочинить условное, выражающее действительно Существующее. Сочинять, фантазировать действия, обстоятельства, декорации, Костюмы, шумы в данном приеме, данном ключе — вот истинное Назначение мастеров сце ны. Выстроить настроенческую Драматическую ситуацию, внутрь ее «посадить» действие-борьбу и Следить за тем, как она разовьется (точно по законам жизни) в этой Среде, — этот процесс прекрасен, восхитителен. Это происходит тогда, когда художника посещает вдохновение, когда Вспыхивает воображение. Еще Вс. Мейерхольд говорил, что «главное в творчестве актера - воображение»* (Цит. по воспоминаниям Л.Снежницкого «На репетициях у мастеров режиссуры». — М.Т.). * Выделено M.T. 234 Глава IV СПЕЦИФИКА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Итак, в основе каждого произведения искусства лежит образное Отражение действительности. Создавая картины жизни, раскрывая Сущность явлений, художник каждый раз совершает образное открытие Мира, выражает свое к нему отношение. В различных видах искусства создание художественного образа Обуславливается специфическим для этого вида искусства материалом. Если материалом живописца являются краски и холст, а орудием его Искусства — кисть, то у скульптора материалом служит камень, глина, Дерево и т.п. Если у поэта материал — слово, то у музыканта материалом Является звук. А какой же материал в руках актера? Из какого материала Создает свое искусство актер? Может быть, это слово, звучащее слово? А может быть, действие? А что является материалом искусства Режиссера? Искусства различаются еще и по следующим признакам: 1. искусства, существующие во времени (музыка, поэзия); Искусства, существующие в пространстве (живопись, скульптура, архитектура); Искусства, существующие и во времени, и в пространстве (театр, Танец). Следующим признаком, отличающим искусства друг от друга, Является то, что существуют виды искусства более или менее Абстрактные (не следует путать с абстракционизмом) и более или менее Конкретные. Самым абстрактным искусством является музыка, ее Звуковые образы абстрактны. Но, если в музыке появляется слово, она Сразу становится более конкретной. Поэзия уже гораздо конкретнее Музыки, так как слово в стихотворении или поэме несет более конк- Ретную информацию. Еще более конкретной литература становится в Прозаических произведениях, поэтические обобщения и поэтические Аллегории заменяются конкретным описанием. Самым конкретным, утилитарным искусством является архитектура, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |