Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реагируют на нее, меняя свое поведение: стараются скорее перебежать
Дорогу, или сворачивают с нее, или останавливаются. Это обратная Связь. Вся наша жизнь покоится на обратных связях. Написал слово «покоится» и сразу понял, что сделал ошибку. Жизнь не покоится, она Все время в движении, состоит из наших общений и взаимовлияний. Любой жизненный процесс — это сложная система обратных Связей. Любой творческий процесс, как и все остальное, невозможен без Обратных связей. Обратная связь всегда там, где движение, где борьба, где поединки. «Движение подразумевает изменение в условиях окружающей нас Среды, а изменение, по всей вероятности, требует соответствующей Реакции», — пишет американский психолог Р. Арнхейм. Обратная Связь — это общение, а значит, активное влияние друг на друга, Изменение поведения друг друга. Проследим, какой процесс происходит в театральном искусстве. Писатель создает пьесу, в которой старается вскрыть смысл какого- То явления. Писатель создает сообщение. Актеры, режиссер и другие перерабатывают этот результат Творческого поиска писателя и обеспечивают наиболее полную и Адекватную передачу сообщения. Во время этого процесса сообщению Придаются новые, добавочные качества. Эта сфера творчества похожа На творчество всех тех, кто занимается интерпретацией научных и Художественных знаний, — учителей, музыкантов-исполнителей, Лекторов-популяризаторов знаний. И, наконец, сообщение доходит до зрителя в виде спектакля. А Поскольку зритель — это уже сообщество людей, то мы имеем дело с Процессом передачи сообщения обществу, т. е. сообщением Воздействуем на общество. В этом процессе все — в области мышления, чувств и воображения. Все, кроме материально существующих пьесы и спектакля (пока он Длится), которые, выполняя роль связиста, соединяют процесс Творчества и процесс восприятия. Значит, и книга, и спектакль — Особенным способом закодированные сообщения. Сама по себе эта «телеграмма» — не действующее звено, она лишь носитель сообщения. Спектакль и пьеса —лишь способы передачи сообщения. Что такое сообщение? Разная форма представления информации. Сообщение в театре может быть передано текстом пьесы, речью и Действиями актеров, 175 Их переживаниями, декорацией, режиссерскими метафорами — в конце Концов, даже надписями и цифровыми данными, если это понадобится (вспомним Б.Брехта). А что такое информация? Как это объясняет теория, «информация — Это мера снятия неопределенности в отношении какого-нибудь События или системы». В основе театрального творчества лежит идея выбора Интерпретации, т.е. выбора формы передачи сообщения. Спектакль Посредством системы связи (слуховой и зрительной) дает знать зрителю О сделанном театром (режиссером, актерами) выборе. Этот выбор Снимает или, по крайней мере, уменьшает неопределенность, которая Была вначале спектакля. А сколько у режиссеров и актеров Возможностей (вариантов, версий, приемов) выбора? Бесконечное Множество. Все зависит от их дарования, знаний и мировоззрения. Сообщение передается в зрительный зал в форме сигналов. Преобразование сообщения в сигналы называется кодированием. Что такое код? Система условных знаков, которыми данное общество Договорилось передавать (обозначать) определенное значение. Для Того чтобы передать закодированное сообщение, необходимо изучить Особенности данного (художественного и словесного) языка, т.е. кода. М.Г.Каган примерно так формулирует эти особенности: «Язык Способен распространять информацию лишь в пределах той части Общества, которая его понимает. Выходы за эти границы требуют Применения сложной техники перевода с одного языка на другие». Поскольку невозможно вполне адекватно пересказать содержание Художественного произведения, то, следовательно, это содержание Обладает такими качествами, которые непередаваемы ни в какой другой Системе знаков, кроме данной художественно-образной системы (театральной, музыкальной, живописной, хореографической и т.п.). Чтобы передать кодированное сообщение, необходимы Определенные обязательные условия: передатчик, канал связи, Приемник, т.е. кто передает, через что передают и кто принимает. В Театре под передатчиком нужно подразумевать спектакль-образ, а Конкретнее — актеров, играющих на сцене. Но актеры — это лишь один полюс. А для того, чтобы создался поток Творчества, необходим второй полюс. «Играть без публики — то же, что Петь в комнате без резонанса, набитой мягкой мебелью и коврами. Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что Петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так Сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно Резонатор, возвращает нам свои живые челове ческие чувствования (К.Станиславский).* Мертвый во время репетиций, зрительный зал оживает во время Спектакля: он дышит, в нем чувствуются сдерживаемые движения, он Начинает казаться живым, огромным, полным сил и напряжения Существом, которое жадно следит за каждым движением, за каждым Словом актера. * Выделено М.Т. 176 ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ Обратная связь - посох слепого. Н. Виннер Создание спектакля — процесс, зависимый от длительной и часто Мучительной творческой борьбы идей и ее компонентов. Это процесс Обогащения друг друга, взаимных уступок и притормаживания Творческой инициативы друг друга. Во время подготовки спектакля обратные связи осуществляются между Автором и режиссером (если, конечно, они современники), между Режиссером и актерами, между режиссером, актерами и художником и т.п. Вот примерная схема обратных связей репетиционного процесса: Автор пишет пьесу, он является источником информации. Режиссер Читает ее, т.е. получает сообщение. Это пример прямой связи. Если автора нет в живых (Мольер, Шекспир, Клдиашвили и т.п.), то Обратной связи тем более возникнуть не может. Но если автор — современник и режиссер высказывает ему свои Замечания по поводу пьесы, и тот переделывает пьесу, вносит в нее Коррективы, то это уже будет примером обратной связи. Опишем процесс подготовки спектакля. Драматург—режиссер — связь прямая или обратная. Режиссер—актеры — всегда обратная связь. 177 Актер—актер (партнеры) — обратная связь в идеальном виде. Драматург—художник — прямая связь. Режиссер —художник — обратная связь. Художник (костюмы)—актеры — обратная связь. Драматург—музыкант — прямая связь. Музыкант (песня, танец)—актеры — обратная связь. Драматург—хореограф — прямая связь. Режиссер—хореограф — обратная связь. Хореограф—актеры — обратная связь. Хореограф—художник — обратная связь. Хореограф—музыкант — обратная связь. Это процесс воздействия друг на друга и коррекции заранее Намеченной каждым компонентом (для себя) конечной цели, замысла. Здесь обратные связи разные — мгновенные и замедленные. Мгновенные обратные связи возникают между актерами-партнерами и Режиссером и актерами во время поисковых репетиций. Медленные Связи возникают между режиссером и художником, авторами и Художником, режиссером и композитором. Мгновенные — это те Обратные связи, которые возникают во время репетиционных имп- Ровизаций, замедленные — к огда работа обсу ждается, Рассматриваются эскизы декораций или костюмов, оцениваются и Оговариваются характеры действующих лиц или определяются события Будущего спектакля и т.п. Это процессы, которые требуют времени и |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |