Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вот почему был так расстроен Гоги Гегечкори, возвращаясь домой с
Неудачной репетиции. Видимо, он никак не смог в тот день обнаружить, Почувствовать, нащупать природу чувств своей новой роли. А без Точно найденной природы чувств невозможно выстроить подлинную * «Гвелис мчамели» — поэма грузинского поэта-классика Важа Пшавела «Змееед» (1901); его же «Ламара» шла в Театре Ш.Руставели в постановке К.Марджанишвили (1926) и в постановке С.Ах-метели (1930). Это название для театра считается Символичным. Ставил и даже привозил в Москву свою «Ламару» в изложении Г.Робакидзе и Р.Стуруа (1998). «Хогаис Миндиа» — произведение известного грузинского Советского писателя К.Гамсахурдия (кстати, отца З.Гамсахурдия, первого президента Грузии), шло в Театре Руставели (1967) в режиссуре Г.Жордания. 99 Логику «придуманной» в этом спектакле жизни. Природа чувств — это Степень условности в актерском искусстве, расстояние между Правдоподобием жизненным и правдоподобием вымышленным. Это тональность, и у каждой пьесы и спектакля она особенная. Возьмем, к примеру, пьесу К.Гольдони «Слуга двух господ».* Какова Ее природа чувствований? Это надо вычитать из самого произведения. Вычитать и практически обнаружить в конкретном действии, поведении, Способе общения партнеров, в средствах, которыми придется лепить Характеры героев. Какова природа вымысла комедии, каким Представлен мир, в котором живут ее герои, каков характер здешних Происшествий, событий? Разве поединок между Беатриче и Сильвио (это уже очень существенныйй признак условности — что поединок про- Исходит между мужчиной и женщиной, но мужчина этого как будто не замечает!), может быть похож на поединок между, например, Лаэртом и Гамлетом? В совершенно разных «кривых зеркалах» увидены эти Поединки. Поединок героев Гольдони отразился, вероятно, в очень «смешном» зеркале, а поединок из «Гамлета» — совершенно в другом. Скорее всего, в мире, сочиненном венецианцем Гольдони в этой Конкретной пьесе, и дождь не такой, как обычно идет на вашей улице, и Солнце совсем иное, чем наше или даже гамлетовское. И слезы, и Улыбки героев — тоже, наверное, не совсем такие, как в жизни, и не Такие, как слезы и улыбки героев трагедии «Гамлет». Как надо плакать Офелии или Гертруде и как Клариче или Беатриче? А Карожна, вероятно, плачет и смеется совсем по-иному! Вот в чем вопрос!? Режиссер должен очень хорошо ощущать (это можно только Ощущать) природу чувств автора, точно определить жанровый Ключ будущего спектакля и безошибочно знать все стилевые Особенности пьесы — в этом и заключается краеугольный камень его Профессии. Эта очень сложная художественная задача решается с Помощью всех компонентов театрального искусства, настраивается по Единому, найденному режиссером камертону. Поэтому на режиссера Ложится огромная ответственность — обнаружить природу чувств Автора и повести за собой коллектив художников, чтобы этим Приемом выразить идейную позицию своего коллектива. Ради этого Люди и ходят в театр. Как обнаружить в пьесе это неповторимое, субъективное, глубоко Индивидуальное и личное — то, что отличает эту пьесу от всех остальных? Чтобы быстрее проникнуть в природу авторского вымысла, постичь Характер авторского воображения, надо опять-таки обратиться к пьесе. Я Категорически не согласен с теми режиссерами, которые используют Пьесу только как повод для собственного формотворчества. На мой Взгляд, честнее в таком случае написать свою собственную пьесу. Так Делал Б.Брехт, так делал Ж.Ануй и, между прочим, сам великий Шекспир. Реформатор современного театра Вс.Мейерхольд, ни с кем не сравнимый Открыватель новых сценических форм, все время подчеркивал одно и то Же: «Литература подсказывает театр». А пьеса состоит из реплик Действующих лиц и ремарок. Автор предстает перед нами без забрала, не Маскируясь под действующее лицо, именно в ремарках, а поэтому Изучение ремарок автора пьесы — для режиссера очень важный момент. Ведь ремарка — это авторские комментарии к действию. Здесь мы ближе Всего к его характеру, темпераменту, природе его воображения. Стилистика ремарки — это ключ к определению природы чувств. В Ч е м это п р о я вл я етс я ? Реж и с с е р д ол ж е н н а й т и с п о с о б * Драматург Гольдони не раз и не два попадался на творческом пути M.T. «Слугу двух Господ» поставил режиссер О.Зауташвили в Театре Ш.Руставели (1959), когда М.Т. там Работал. Экспликацию именно этой пьесы М.Т. подавал при поступлении в театральный Институт..На курсе участвовал в спектакле Г.Товстоногова «Хозяйка гостиницы». Очень Высоко ценил спектакль другого своего учителя Д.Алексидзе «Слугу двух господ» в Актерской студии Госкинпрома. 100 «договориться» со зрителем о «правилах игры» данного произведения. В этой игре и заложена природа спектакля. Ремарка диктует нам, Какую театральную игру предполагает устроить автор. В своей книге «Театр эпохи Шекспира» А.Аникст пишет: «Иногда эти Указания были письменными и вставлялись автором в текст в качестве Ремарок. Э.К.Чем-берс писал об этом: «Ремарки автора имеют двоякую Цель. Не все они необходимы для проведения спектакля. Частично они Служат, чтобы объяснить труппе структуру пьесы и сделать ясным, как ему мыслится ее постановка»*. Но обратимся снова к примерам. Почитаем ремарки... Эсхилл. «Прометей прикованный». «Власть и сила ведут Прометея. Сзади них идет Гефест». «Появляется Хор Океанид на крылатой колеснице. Океан улетает». «При ударах и блеске молний Прометей вместе со скалой Проваливается под землю». Мольер. «Тартюф» «Действие происходит в Париже, в доме Оргона». «Собирается дать Пощечину и, говоря с Марианной, смотрит на Дорину, но та стоит Молча». «Валер и Марианна берутся за руки, не глядя друг на друга». Шекспир. «Макбет» «Поле близ Фореса. Шум битва вдали. Входят король Дункан, Малькольм, Дональбайн, Ленокс и другие. Они встречают раненого Солдата». «Степь. Гром. Три ведьмы сходятся». «Комната в замке Макбета. Входит леди Макбет, читая письмо». Г.Эристави. «Раздел» «Комната не оштукатурена. Окно, заклеенное какой-то бумагой. С Одной стороны стоит большая тахта. Андукапар сидит на тахте. На коленях у него мутака,** обеими руками опирается на мутаку. «Думает». «В это время слышен голос Иване: ла, ла, ла, ла, лаи-да дела-ла! Иван Держит в руках прутик. Войдет, сделает антраша, пируэт, закрутится на Одной ноге. Затем подойдет к Андукапару. Они с удивлением смотрят на Него». «Улыбаясь, поет». Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана» «Просто убранная комната в доме Марты. Выход первый. Марта и Пелагея». «Встает и идет за Наталией, которая ходит туда-сюда. Потом Пелагея Сажает ее рядом с собой и старается увлечь разговором». «Наталия взглянула на Пелагею и засмеялась. Карожна встает, берет Со стола чай и идет». Б.Шоу. «Ученик дьявола» «Тусклый зимний вечер на исходе темной ночи в 1777 году. Миссис Даджен из Нью-Гемпшира на своей ферме близ города Уэстербриджа Сидит на кухне, служащей и общей комнатой. Она не из привлекательных Женщин...» (далее ремарка еле умещается на трех страницах). * Выделено М.Т, ** Подушка, напоминающая диванный валик. 101 Разве можно ставить и играть все эти пьесы в одном и том же ключе, в Одной природе чувств? А ведь мы очень часто ставим и играем разные Пьесы именно так, одним и тем же способом. Умение почувствовать Автора, его прием в данной пьесе, найти его «шифр», его «ключ» не Только в постановочном образном решении спектакля, но и во Внутреннем психологическом содержании роли, в природе чувствований |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |