Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ




Защитная функция профессиональных союзов

С развитием рабочего движения крепли и развивались проф­союзы и их защитная функция. Как отмечалось ранее, Трудовой кодекс, значительно урезав права профсоюзов, в гл. ^58 (ст. 370—378) закрепил их права на осуществление защитной функции, в том числе за соблюдением трудового законодательства (ст. 370), порядок запроса работодателем мнения профсоюзного ор­гана организации и учета этого мнения на отдельные его право­применительные действия (ст. 371, 372, 373), а также предусмотрел ряд дополнительных гарантий права на труд для профсоюзных ак­тивистов (ст. 374—376) и ответственность за нарушение прав профсоюзов. В главе «Субъекты трудового права» были раскрыты понятие и задачи профсоюзов и их правовой статус. Основные права профсоюзов, в том числе касающиеся их защитной функции и осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудово­го законодательства и охраны труда, а также их представительской функции в социальном партнерстве, закреплены в Федеральном за­коне от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1. Статья 19 этого Закона предусматри­вает, что профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный кон­троль за соблюдением трудового законодательства в организациях, где работают их члены, взаимодействовать с государственными ор­ганами надзора и контроля в данной сфере. В указанном Законе более конкретно и шире предусмотрены права профсоюзов и га­рантии их деятельности, нежели в Трудовом кодексе.

Защитная функцияпрофсоюзов России выражается в их праве и деятельности по защите трудовых прав и законных ин­тересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся ор­ганизации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсою­зами на всех стадиях правового регулирования труда:

а) при принятии новых актов трудового законодательства как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы должны четко высказывать свое мнение по каждому проекту ново­го акта трудового законодательства. Трудовой кодекс (ст. 372) уста­новил порядок запроса и учета мнения профсоюзного органа орга­низации при принятии работодателем локальных нормативных ак­тов, содержащих нормы трудового права;

СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 148.

395

 

б) при принятии решений работодателем по применению от­дельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и др.), в том числе при расторжении трудо­вого договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК);

в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374—377 ТК);

г) при оказании помощи, защите при самозащите работника­ми своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудо­вых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;

д) при защите трудовых прав работников на последней ста­дии правового регулирования труда — на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).

Только активное участие профсоюзных органов во всех ука­занных стадиях правового регулирования труда способно реаль­но помогать восстанавлению нарушенных трудовых прав работ­ников и быть профилактической мерой от трудовых правонару­шений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.

Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав

Работников

Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добива­ясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизован­ном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов, а также при заключении соглашений на разных уров­нях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.). И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусмат­ривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного орга­на при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой явля­ется профсоюзный орган как представитель работников) по регу­лированию социально-трудовых отношений обсуждает и апроби­рует проекты многих нормативных актов о труде. Профсоюзный

396

орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий труда работников, не допустить снижения уста­новленных законодательством гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает их мнение по разработанному им проекту локального нормативного акта организации по вопросам труда.

Работодатель в предусмотренных Трудовым кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального норма­тивного акта, содержащего нормы трудового права, 'вместе с обоснованием его в профсоюзный орган, представляющий ин­тересы всех или большинства работников данной организации. Профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента поступления этого проекта формирует и направляет по нему ра­ботодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Если это мнение не содержит согласия с проектом локально­го акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехднев­ный срок после получения мнения профсоюзного органа провес­ти дополнительные консультации с последним в целях достиже­ния взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким обра­зом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия — на учет мнения) при принятии локальных норм тру­дового права, но дает возможность ему более активно своим мо­тивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.

Если согласие не достигнуто (это оформляется протоколом), работодатель вправе принять локальный акт, который может быть обжалован профсоюзным органом в соответствующую Гос-трудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган имеет право на­чать процедуру коллективного трудового спора, т. е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту ло­кального нормативного акта делает юридическим фактом — осно­ванием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разреше­ния согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллек­тивных трудовых спорах.

Орган государственной инспекции труда, получив жалобу профсоюзного органа, обязан в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отменеобжалованного ло­кального нормативного акта, обязательное для исполнения.Следо­вательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве

397

право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о по-* рядке их разрешения, так и государственным надзорным орга­ном — государственной инспекцией труда или в суде. В то же вре­мя в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных ин­спекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разреше­ние коллективного трудового спора о принятии работодателем (во­преки мнению профсоюзного органа), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюз­ного органа в таких случаях, но оно может создать ситуацию, ко­гда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного трудово-го спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетен­ции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требуем законодательного уточнения.                                                       s

Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение-, профсоюзного органа по его проекту.

Несколько иной порядок учета работодателем мнения проф­союзного органа установлен при принятии им решения о растор­жении трудового договора с работниками — членами профсоюза. И этот порядок является второй стадией правового регулирова­ния труда.

На второй стадии правового регулирования труда при приме­нении работодателем отдельных, указанных в Кодексе, норм тру­дового права с участием профсоюзного органа защита трудовых прав работников в первую очередь должна проявляться при защи­те их права на труд в случаях увольнения по инициативе работо­дателя. Трудовой кодекс (ст. 373) установил порядок учета моти­вированного мнения профсоюзного органа при увольнении работ­ника — члена профсоюза по п. 2 (сокращение штата), подп. «б» п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией) и п. 5 (неоднократное неисполне­ние работником без уважительных причин трудовых обязанно­стей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК. Рабо­тодатель должен до издания приказа об увольнении работника по этим основаниям направить в профсоюзный орган проект приказа с копиями документов в обоснование его.

Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня по­лучения проекта с копиями соответствующих документов рас-

398

сматривает его на своем заседании, т. е. коллегиально, и направ­ляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение. Не представленное в срок мнение или немотивирован­ное мнение не учитывается работодателем.

При несогласии с предполагаемым увольнением работника в течение трех рабочих дней профсоюзный орган проводит с ра­ботодателем (его представителями) дополнительные консульта­ции, результаты которых оформляются протоколом. Если общее согласие не достигнуто, то по истечении десяти рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа работо­датель имеет право принять решение, которое может быть обжа­ловано в соответствующую Гострудинспекцию, которая в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматрива­ет вопрос об увольнении и при признании его незаконным вы­дает работодателю обязательные для него предписания о восста­новлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Эта процедура не лишает работника права обжаловать свое увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание Гострудинспекции.

Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые пра­ва работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового до­говора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачи­ваемых отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового метода); ст. 102 (при составлении графиков сменности); ст. 144 (при установле­нии систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вред­ными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за ра­боту в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормиро­вания труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподго­товки и повышения квалификации работников); ст. 190 (утвер­ждение правил внутреннего трудового распорядка), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).

На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осу­ществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

399










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...