Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Форма правления: понятие, разновидности.
Форма правления – способ формирования высших органов государства; центральный элемент формы государства. 1. МОНАРХИЯ (назначаемый способ) – форма правления, при которой власть передается по наследству, является пожизненной, освящается религиозным культом и сочетает полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти (Великобритания, Бельгия, Лихтенштейн и др.). «+» монархии: - развитие экологии, - стимул развития (власть передается сыну). * абсолютная – отсутствует разделение властей + бесправие населения (страны Африки). * конституционная – ограничена Конституцией. * дуалистическая– устанавливается на переходный период в процессе буржуазных революций, когда исполнительная власть контролируется аристократией, а законодательная – буржуазией. 2. РЕСПУБЛИКА (избираемый способ) – форма правления, при которой власть избираема на определенный срок, основана на принципах подконтрольности обществу и разделения властей. * президентская – доминирует исполнительная власть, президент избираем всенародно и является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (США, Украина). * парламентская – доминирует законодательная власть; она формирует правительство, которое подконтрольно парламенту полностью, президент фиктивен как глава государства (Индия, ФРГ). * смешанная – президент является главой государства, избирается всенародно, но ни одной ветви власти непосредственно не возглавляет, но их фактически контролирует (РФ, Франция).
Форма государственного устройства: понятие, разновидности. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государственной власти и порядок взаимоотношения центра с регионами. 1. УНИТАРНОЕ(Франция, Китай) – принята единая система государственных органов, единый бюджет, единая валюта, единое гражданство, один основной закон государства и отсутствие регионального законотворчества, административные единицы права выхода не имеют. 2. ФЕДЕРАТИВНОЕ – союзное государство с двухуровневой системой государственной власти и законодательства; наличие внутрифедеративных договоров, двухпалатной структуры парламента страны, децентрализация управления. Причина – многонациональный состав. 3. КОНФЕДЕРАЦИЯ (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг., Сенегамбия до 1988 г.) – временный союз независимых государств, созданный на переходный период перед образованием единой страны либо после ее распада. Цель – экономическое сотрудничество и оборона (Английское Содружество: Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Австралия). В конфедерации создаются советы глав государств и ведущих министров для регулярных консультативных встреч. Общий бюджет конфедерации слагается из добровольных взносов ее членов. Выделяют также ассоциативную форму государственного устройства - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека). Возможно, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями. В государстве различают содержание (внутреннее, динамично) и форму (внешнее, статично). Под содержанием государства понимается официальный государственный курс, цели, функции, задачи государства, итоговое политическое состояние и приемы осуществления государственной власти. Содержание государство наиболее изменчиво и зависит от провозглашенных идеологических пристрастий. Форма государства – способы организации государственной власти в стране, характеризующие структуру государственных органов и порядок взаимоотношения государственных структур между собой. Через форму государства понимают назначение и сущность государства. В основном форма государства является более консервативным явлением по отношению к сущности. На протяжении существования государственности представление о форме государства менялось. Платон, например, называл аристократию, царскую власть, демократию («правильные формы») и тимократию (власть военных), олигархию, тиранию («неправильные формы»). В рамках формы государства выделяют: * форму правления; * форму государственно-территориального устройства; * государственный (НЕ политический) режим. Третья составляющая спорна, т.к. политический режим следует относить к сущности и форме государства. Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить: 1. особенности исторического развития государства; Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. 5. внешние факторы (международное положение и т.д.). 6. соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.
Государственный режим: понятие, виды. Государственный режим – методы осуществления государственной власти. Государственные режимы характеризуют степень свободы общества, гарантированность прав граждан, степень вмешательства государства в частную и общественную жизнь. 1. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ * тоталитарный режим – всеохватный контроль государства над всеми сферами жизни общества (фашистская Германия в 1933-1945 гг., фашистская Италия в 1925-1944 гг., СССР в 1929-1953 гг.). Тоталитарный режим является империей, т.е. контролирует ряд зависимых государств; активно использовал средства массовой коммуникации, поэтому стал возможен только в 20 в. * авторитарный режим (Куба, Северная Корея, Африка, Грузия; 40-70-е гг. 20 в.) не способен самообеспечивать свое благосостояние и поэтому оставляет свободу предпринимательства и личной жизни; нестабильность, власть военных, тотальная коррупция. - деспотия, - тирания, - личная диктатура, - фашизм. Общее: - массовые репрессии, - монополизм в идеологии, - однопартийный режим, - устранение оппозиции, - бесправие населения. 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ * собственно демократический (демократический в прямом смысле) режим – полновластие народа, социальный контроль общества над государством; реальная защита прав и законных интересов граждан; представительство всех слоев населения в органах государственной власти. * либеральный (либерально-демократические) режим (большинство стран в Западной Европе) предоставляет равные стартовые возможности всем гражданам. Вмешательство государства в общественную жизнь минимально; развивается рыночная экономика, при которой условием успеха выступает конкуренция бизнесменов. Права граждан декларируются, но их реальное значение зависит от материального благополучия людей. Социальные программы свертываются. Государственная власть превращается в придаток финансово-олигархических компаний.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |