Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ взаимодействия различных информационных ресурсов




С точки зрения стратегии государственной информационной политики представляет интерес анализ тесного взаимодействия различных информационных ресурсов (ИР), а также их комбинированного использования при решении задач государственного управления, экономического и социального развития.

Органы управления всех уровней, хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности информационные ресурсы, различные по объему и способам организации и представления, а также носителям. В то же время основным объектом государственной информационной политики являются информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления, а также предназначенные для обслуживания внешних пользователей (т.е. лиц и субъектов, не связанных непосредственно с их формированием).

Информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания внешних пользователей, в том числе путем распространения производимых на их основе информационных продуктов, формируются различными информационными органами. К ним относятся:

· библиотеки;

· архивы;

· статистические органы;

· институты;

· центры;

· бюро;

· отделы научной, научно-технической, патентной, нормативно-технической информации;

· информационно-вычислительные и информационно-аналитические центры;

· справочные и информационно-консультационные службы.

Подобные организационные структуры формируются в государственном секторе (в федеральной собственности, в собственности субъектов Федерации, в муниципальной собственности) и в негосударственном секторе.

В России существуют государственные информационные системы, объединенные единым методическим руководством, наличием общих нормативных документов, налаженной системы информационных потоков. Они представлены:

· библиотечной сетью;

· фондами Росархива,

· государственной системой статистики;

· государственной системой научно-технической информации (ГСНТИ);

· государственной системой правовой информации;

· системой органов государственной власти и местного самоуправления;

· отраслевыми структурами материального производства.

В настоящее время складывается система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информации о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления.

Предприятия и организации, действующие в сфере материального производства, экономики и финансов, социального обслуживания и здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, образования, помимо обращения к информации из специализированных источников создают собственные, так называемые встроенные информационные ресурсы, непосредственно связанные с осуществлением их основной деятельности. Они обычно применяются в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач (файлы АСУ, АСУП, АСУТП; рабочие картотеки; комплекты технической и чертежно-конструкторской документации и другие рабочие документы). Однако в последнее время в связи с тем, что встроенные информационные ресурсы могут служить источником информации и для других предприятий, а также для создания справочных информационных продуктов, общественный интерес, особенно со стороны малого бизнеса, к ним значительно возрос. При этом следует отметить, что организованной системы информационно-справочных служб для населения России нет. Этот факт следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов, что объясняется рядом обстоятельств.

В первой половине 90-х годов фактически распались существовавшие ранее государственные и муниципальные адресно-справочные службы массового пользования. В области потребительской информации развивались в основном небольшие коммерческие организации, подготавливающие продукцию двух типов: оперативные справочные сообщения и тематические справочники. В первом случае основными задачами являются сбор информации и распространение сообщения через средства массовой информации и рекламные агентства, во втором — издание справочников, указателей, энциклопедий.

В том и другом случае информационные продукты подготавливались либо за счет разового сбора необходимой информации, либо в результате получения тем или иным путем доступа к информационным ресурсам государственных информационных организаций, к встроенным информационным ресурсам крупных промышленных и торговых фирм. Иначе говоря, постоянно действующие информационные ресурсы, предназначенные для регулярного справочного обслуживания массового пользователя, до сих пор в России не созданы.

Заметим, что организация какой-либо уникальной единой информационно-справочной службы вряд ли целесообразна, прежде всего, по экономическим соображениям. Однако создание условий, обеспечивающих получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения, — задача, безусловно, актуальная.

Формы представления информации, виды документов, способы организации информационных массивов в информационных ресурсах организаций, относящихся к описанным выше документам, а также к различным отраслям экономики, культуры, социальной сферы, безусловно, имеют свою специфику. Для большинства характерно наличие в их ИР документов различных видов: книг, брошюр, журналов, непубликуемых документов, чертежно-конструкторской документации, кино- фотодокументов и т.д. Широко варьирует и техническая форма представления информации: традиционные библиотечные, архивные и иные фонды, картотеки; компьютерные информационные массивы от простейших слабоструктурированных текстовых файлов до развитых мультимедиа систем и систем искусственного интеллекта.

Важной и наиболее быстро развивающейся составляющей информационных ресурсов являются электронные массивы информации (ЭМИ), часто объединенные в базы и банки данных, входящие в состав автоматизированных информационных систем (АИС). Наиболее крупным статистическим обследованием ЭМИ является выборочное одновременное исследование предприятий и организаций основных отраслей экономики для определения уровня их информатизации.

Отметим, что обязательной регистрации в настоящее время подлежат лишь БД, созданные с использованием средств госбюджета. Регистрируются также, но в добровольном порядке негосударственные БД, создатели которых заинтересованы в продвижении на рынке информационных продуктов и услуг. Вследствие этого сбор и систематизация обобщающих данных по ЭМИ представляются весьма затруднительными. Некоторое упорядочение в деле учета создаваемых БД внесло постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. № 226. В соответствии с этим постановлением государственную регистрацию ЭМИ осуществляют три организации: НТЦ «Информрегистр», НИИ «Контур» и НТЦ «Система». Результаты регистрации отражаются в издаваемом НТЦ «Информрегистр» каталоге. В таблице 5 представлены данные о составе зарегистрированных российских БД по отраслям народного хозяйства и назначению. Из структурных изменений состава российских БД за последние годы следует отметить продолжающееся падение доли некогда доминировавших БД НТИ, появление и ускорение развития картографических и геоинформационных БД, а также БД, встроенных в мультимедиа и обучающие системы.

Таблица 5

Распределение зарегистрированных российских баз данных
по назначению

 

Класс БД по назначению Доля БД данного класса, %
Справочные 51,0
НТИ 19,1
Учебные 15,5
Исследовательские 15,0
Учетно-статистические 13,9
Производственно-технические 12,7
Массовой информации 10,6
Официальной информации 8,5
Управленческие 8,4
Коммерческие 6,8
Финансовые 4,6
Архивные 4,0
Проектно-конструкторские 1,8

 

Для многих комплексных задач государственного и хозяйственного управления, особенно на муниципальном и территориальном уровнях, необходимо объединение разнообразных собираемых организациями различных ведомств сведений, относящихся к определенным участкам местности, т.е. построение кадастров и реестров. Специфика, перспективность и общественная значимость такой информации определяют необходимость рассматривать их как особый вид информационных ресурсов. Одним из важнейших формируемых в настоящее время информационных ресурсов рассматриваемого типа является земельный кадастр. Он содержит сведения и документы о правовом режиме земель и иных объектов учета, об их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и категориям земель, об их количественных, качественных и экономических характеристиках.

Помимо кадастровых информационных ресурсов, содержащих сведения об объектах, огромное значение для решения широкого спектра экономических, социальных и политических задач имеет информация о субъектах, т.е. о физических и юридических лицах, фиксируемая в регистрах и реестрах. К таким информационным ресурсам относятся:

· Единый государственный регистр предприятий и организаций;

· Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций;

· Регистры отдельных групп населения;

· Регистр промышленных предприятий;

· Регистр сельскохозяйственных предприятий;

· Регистр подрядных организаций;

· Реестр импортеров и экспортеров РФ и др.

Задача в этой области состоит в создании единой системы государственных кадастров и регистров, которая должна объединить во взаимосвязанный комплекс государственные кадастры, ведущиеся на единой геоинформационной основе в соответствии с определенными правовыми, технологическими и экономическими нормами. В результате государственные кадастры и регистры должны стать еще одной инфраструктурой универсальной системы российских информационных ресурсов.

Оценка такой важной структурной характеристики информационного ресурса, как его имущественная принадлежность, в настоящее время затруднена из-за нерешенности ряда правовых вопросов и отсутствия налаженной системы учета информационного ресурса как собственности. Очевидно, что основная часть общественно значимых информационных ресурсов принадлежит государству (библиотеки, архивы, ИР органов статистики). Принадлежность информационных ресурсов предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры, социальной сферы фактически соответствует принадлежности самих предприятий и организаций к различным формам собственности. Частично оценить распределение информационных ресурсов предприятий и организаций по формам собственности позволяет упоминавшееся выше выборочное исследование ЭМИ. Данные о распределении БД по формам собственности, полученные на основе данных отчета о нем, приведены в таблице 6.

Таблица 6

Распределение баз данных российских предприятий и организаций по формам собственности

 

Форма собственности Доля, %
Федеральная собственность 24,0
Собственность субъектов Федерации 6,1
Муниципальная собственность 10,3
Собственность общественных организаций 0,3
Частная собственность 15,4
Смешанная собственность 43,9

 

Снижение доли государства в некоторых видах информационных ресурсов не уменьшает значимости государственных информационных ресурсов в общей системе информации страны. Государству принадлежат крупнейшие и уникальные информационные ресурсы во всех сферах жизни общества, в значительной степени, формируемые за счет обязательного предоставления информации гражданами и организациями. На основе этих фундаментальных, играющих инфраструктурную роль государственных информационных ресурсов могут создаваться более узкоориентированные, быстрореагирующие на изменение конъюнктуры информационные ресурсы негосударственного сектора, которые в дальнейшем используются для производства и распространения информационных услуг. Этот путь развития информационного ресурса страны представляется наиболее естественным и подтверждается опытом информационного развития других стран.

С вопросом о собственности информационных ресурсов тесно связан вопрос о потреблении их для производства информационных продуктов и услуг. Использование информационных ресурсов связано с функционированием различных каналов и существованием способов распространения информационных услуг: СМИ, рекламных агентств, библиотек, рынка печатной продукции и электронных изданий, рынка информационно-справочных, информационно-аналитических и информационно-консалтинговых услуг, телекоммуникационных сетей, систем пейджинговой связи и т.д.

Как показывают, в частности, материалы социологического исследования, проведенного Институтом гуманитарных коммуникаций (г. Москва), основным источником информации для большинства пользователей в России являются СМИ. Однако СМИ не дают обществу всей необходимой информации. В немалой степени это связано с отказами государственных и коммерческих структур в предоставлении информации. Причины таких отказов кроются не только в традиционной информационной закрытости российского общества и особенно ведомственной закрытости, но и в объективных организационных, технологических и экономических условиях.

Большинство государственных организаций, обладающих информационными ресурсами, содержащими интересующие массового пользователя сведения, не специализируются на ведении информационного обслуживания и не имеют соответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей. Настоятельно возникает вопрос о необходимости формирования информационно-консалтинговых служб по различным областям.

Необходимо также формировать модифицированные версии представляющих общественный интерес государственных информационных ресурсов, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю информацию, технологически и организационно легко доступные для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих их для производства информационных продуктов и услуг.

Одним из следствий нехватки подобных адаптированных к условиям массового информационного обслуживания модификаций крупных профессионально формируемых и поддерживаемых информационных ресурсов является отмечаемая многими авторами такая информативность российского сектора сети Интернет. Существует несколько объективных причин такого положения.

Во-первых,в условиях отсутствия целенаправленной государственной поддержки информационное наполнение полностью зависит от пользовательской среды.

Во-вторых,в России в отличие от развитых стран Интернет не стал неотъемлемой частью массовой культуры и бизнеса. Профессиональные производители ИР не видят сегодня возможностей прибыльной продажи информации через Интернет в России и не стремятся давать актуальную информацию.

В-третьих,в сеть вводится много информации, подготовленной самими создателями сетевых технологий, программных средств, не обладающих ни навыками, ни возможностями качественного сбора, верификации и смысловой обработки информации.

Преодоление указанной выше структурной неполноты российских государственных информационных ресурсов нехватки адаптированных для массового использования модификаций фундаментальных информационных ресурсов — позволит повысить эффективность такого перспективного средства доступа к ним, как телекоммуникационные сети.

 


Вопросы для повторения

1. Объясните, как вы понимаете термины «консалтинг», «информационный консалтинг», «консультирование», «консультант».

2. Назовите цель и задачи, решаемые информационным консалтингом.

3. Что является объектом и предметом информационного консалтинга? Объясните, почему.

4. В чем, по-вашему, состоит отличие внутренних консультантов от внешних?

5. На каких принципах основывается деятельность специалиста, занимающегося информационным консалтингом?

6. В чем заключается рекомендательный характер оказываемой консультантом помощи?

7. Что такое межотраслевой опыт в практике консультирования?

8. В чем заключается содействие консультанта повышению профессиональной компетенции работников консультируемой организации?

9. Почему в практике консультирования важны соблюдение этических норм и сохранение конфиденциальности информации?

10. Расскажите о связи информационного консалтинга с философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой, экономикой, политологией, информатикой и другими науками.

11. Что такое информационный ресурс?

12. На какие компоненты подразделяется информационный ресурс, и какими показателями характеризуются составляющие элементы информационного ресурса?

13. Дайте характеристику составляющим компонентам информационного ресурса.

14. Что является определяющим критерием информационных ресурсов?

15. Каковы источники формирования информационных ресурсов организации?

16. Что является главным звеном в многокомпонентной структуре информационных ресурсов и почему?

17. Как вы объясните, что информационные ресурсы образуют особую инфраструктуру современного общества?

18. Объясните, каким образом информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания внешних пользователей, формируются и используются различными информационными органами. Расскажите, что такое встроенные информационные ресурсы.

19. Дайте краткую характеристику существующим в России основным государственным информационным системам.

20. Что такое электронные массивы информации? Почему они являются наиболее быстро развивающейся составляющей информационных ресурсов?

Резюме по теме

 

1. Кризисная ситуация, создавшаяся в целом в российской экономике, и недостаточная подготовленность управленческого аппарата предприятий в период реорганизации обусловливают необходимость постоянного тандема между информационно-консультационными службами и специалистами предприятий. Это взаимодействие может и должно быть организовано с использованием методов контроля. Причем такая форма взаимодействия должна обеспечивать не только оперативность реагирования на изменяющиеся условия, но и устойчивое стратегическое развитие предприятия.

2. Большинство исследователей утверждают, что в ближайшие десятилетия консалтинговая деятельность будет развиваться в ускоренном темпе. Они считают, что лидеры мирового консалтинга, наконец, нашли жизненную формулу бескризисного развития: в условиях высокой макроэкономической конъюнктуры продавать продукты, ориентированные на рост, в периоды спадов — продукты для реинжиниринга, преодолевая циклические проблемы за счет деятельности в разных секторах экономики и глобальной географии операций.

3. Так как истина всегда находится где-то посередине, то в любом случае специалист в сфере информационного консалтинга останется одной из наиболее востребованных фигур в принятии эффективных управленческих решений, проведении успешных изменений, повышении конкурентоспособности, в многообразных взаимоотношениях организации с внешней средой.


[1] Составлено по: Козырев А.А. Информационные технологии в управлении и экономике. - СПб.: Издательство Михайлова, 2000. С. 329-340.

[2] См.: Аглицкий И. Оптимизация расходов на информационное обеспечение предприятия // Финансовая газета. 2001. №33. С. 14-15.

[3] Соколова И.В. Социальная информатика: социологические аспекты. – М.: Союз. – 1998.

[4] Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

[5] Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»//Вестник РОИВТ, М., 1995.

[6] См.: Комлев Н. Новости рынка деловых программ // Финансовая газета. 2001. №21. С. 15.

[7] Аглицкий И. Особенности рынка делового программного обеспечения // Финансовая газета ЭКСПО. 2001. № 2. С. 11.

[8] Очередной попыткой решить эту проблему стало создание в 2001 г. некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов.

[9] См.: Слиньков Д. ВРМ - управленческие системы нового поколения // Финансовая газета. 2001. №30. С. 15.

[10] Следует отметить, что приведенные данные являются результатом опроса сотрудников небольших московских предприятий. Для крупных предприятий и региональных фирм распределение будет существенно отличаться от приведенного выше.

[11] Учитывая, что большинство предприятий сферы услуг нельзя назвать «продвинутыми» в плане использования современных информационных технологий, автор в дальнейшем будет ориентировать их все же на отечественные программные продукты — более доступные в ценовом плане и имеющие многолетний опыт обновления и послепродажной поддержки.

[12] Аглицкий И. Особенности рынка делового программного обеспечения // Финансовая газета ЭКСПО. 2001. № 2. С. 11.

[13] См.:Комлев Н. Новости рынка деловых программ //Финансовая газета. 2001. №11. С. 15; Комлев Н. Современный тендер: выбор системы управления // Финансовая газета. 2001. №26. С. 13.

[14] Составлено по: Аглицкий И. Критерии выбора информационной системы предприятий // Финансовая газета. 1999. №3. С. 15.

[15] См.: Сваровский Ф. Секретное оружие // Ведомости. 2000. 28 авг.

[16] В данной работе оба термина (менеджмент знаний и управление знаниями) используются как синонимы.

[17] Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом востока. С.-Пб, 1994. С. 22.

[18] Cм: Медовников Д., Оганесян Т. Энергия пустоты // Эксперт. 1997. № 46. С. 26-32.

 

[19] См.: Е. Лукьянова. Неучтенные миллиарды. // Эксперт 2001, № 10, с. 34-37.

[20] См.: Портер М. Международная конкуренция. С.177.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...