Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Своеобразие философии арабского средневековья




В VII-XIII вв. произошло объединение арабских племен, а затем их экспансия на другие территории, в результате которой была образована огромная империя Арабский Халифат и развита богатая культура, органической частью которой стали философские учения.

Философия арабского мира в средние века во многом сходна с европейской средневековой философией. Теоцентризм, ревеляционизм, провиденциализм как основа любых философских построений, связь с платонизмом и особенно с аристотелизмом – мало отличаются от европейской мысли.

 В то же время есть не только сходство, но и значительные различия в стиле философствования арабского мира, обусловленные особенностями религии, культуры, истории.

Мусульманская религия, основанная на Коране и вначале весьма терпимая, не мешала проникновению в имперскую идеологию и философию элементов эллинской мудрости и не рассматривала античную философию как соперника и врага веры. Известный арабский ученый и философ Аль-Кинди, которого уже в эпоху Средневековья часто называли «философом арабов», писал: «Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила – пусть даже от далеких от нас племен и от народов несопредельных с нами стран. Для искателя истины нет ничего лучше самой истины, и не следует пренебрегать истиной и свысока смотреть на тех, кто ее высказал или передал: истиной никого нельзя унизить – наоборот, истина облагораживает всякого»1. По его мнению, мудр лишь тот, кто в наибольшей мере усвоит интеллектуальные достижения предшествующих поколений.

Государственная власть оказывала покровительство развитию светской науки и была терпимой к антиортодоксальной духовной оппозиции. Но в то же время, арабская философия являлась теоретической основой мусульманской религии и обосновывала превосходство ислама над другими религиями.

Арабская философия в отличие от европейской больше тяготела к аристотелизму. Во-первых, аристотелизм как более реалистическая философия, чем платонизм, достаточно хорошо сочетался с практичностью религии ислама. Во-вторых, на территориях, завоеванных арабами (Александрия, Эдес и другие города Египта и Сирии), оказались важнейшие очаги эллинистической культуры на Ближнем Востоке с их учеными, школами, библиотеками. Это обусловило фундаментальную особенность арабо-язычной философии, которая вслед за Аль-Кинди не мыслила философии вне и без комплекса естественнонаучных реалий.

Суфизм (от арабск. слова «суф» – «шерсть, власяница») — мистическо-аскетическое направление в странах мусульманской религиозности. Оно зародилось в конце VIII века и усилилось в последующие века. С суфизмом связано возникновение монашеского движения дервишей (буквально: «тот, кто встал на путь к богу», в переносном смысле – нищий, бродяга).

Доктрина суфизма расплывчата и эклектична. В ней соединились неоплатоновская идея эманации, индуистское учение о растворении человеческой души в боге и зороастрийская «теория сияния», согласно которой Бог присутствует как в свете солнечных лучей, так и в сиянии огня. Главную формулу мусульманского монотеизма «нет божеств, кроме Аллаха» суфии заменили формулой «нет сущего, кроме Аллаха», становясь, таким образом, на почву пантеизма. Духовный стержень суфизма составляет мистическое стремление к созерцанию бога. Согласно идее эманации, происходит истечение единого божества в природный мир, важнейшим проявлением чего становятся души верующих. Но страдания их владельцев приводят людей к стремлению бежать их этого мира и соединиться с богом.

Мутазилиты - это направление возникло в VIII веке, видным его теоретиком был уроженец Ирака Васыл-Ибн-Ата.

Важнейшие положения, которые он защищал — это положения о единобожии и справедливости Бога.

Проблема единобожия сводилась, главным образом, к тому, какими атрибутами должен обладать Аллах. Васыл-Ибн-Ата доказывал, что единство и вечность бога исключают множественность и тем более антропоморфность его атрибутов, о которых идет речь в Коране. Приписывание их божественному существу низводит его до бытия, присущего конечным и преходящим вещам. О Боге можно утверждать лишь то, что он существует.

Другое положение, которое он защищает, это справедливость бога. По мнению мутазилитов, божественное предопределение не может быть абсолютным, исключающим свободу человеческой воли и поступков, ибо в этом случае ответственность за многообразное зло, существующее в человеческом и природном мире, полностью ложится на Аллаха. Человек должен обладать свободой воли, ибо только в этом случае на него ложится ответственность за те греховные поступки, которые он совершает.

Особую роль в доктрине мутазилитов сыграло отрицание такого антропоморфного атрибута бога, как речь. Он исходит из условности слов человеческого языка и, как следствие, заключение о том, что Коран не может быть совечен Аллаху. Коран сотворен Аллахом во времени. Он повествует только о прошлых событиях и не может предсказывать будущих. Эта трактовка Корана давала возможность критического отношения к священному и абсолютно незыблемому, как настаивало мусульманское правоведение.

Мутазилиты возродили на арабо-язычной почве атомистические идеи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...