Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Другие формы международных деловых операций




Помимо перечисленных выше международный бизнес может осуществляться и в других формах. Важнейшие из них – это лицензирование, франчайзинг и управленческие контракты.

Лицензирование(licensing) предполагает заключение договора, в соответствии с которым фирма, находящаяся в одной стране, выдает компании другой страны лицензию на использование своей интеллектуальной собственности (патентов, торговой марки, фирменного названия, авторских прав или секретов производства) в обмен на выплату роялти. Например, компания Walt Disney может выдать немецкой компании по пошиву одежды разрешение на выпуск детских пижам с изображением улыбающегося Микки Мауса на условиях выплаты этой компанией процента от продаж.

Франчайзинг(franchising) – это особая форма лицензирования, суть которой состоит в том, что фирма, находящаяся в одной стране (франчайзер), выдает компании из другой страны (франчайзи) разрешение на использование своей технологии производства, а также бренда, торговой марки и логотипа в обмен на выплату роялти. Например, компания McDonald's Corporation продает права на открытие ресторанов быстрого обслуживания во всем мире.

Управленческий контракт(management contract) – это соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает фирме, находящейся в другой стране, согласие на управление мощностями этой фирмы или оказание иных управленческих услуг за определенное вознаграждение (размер которого оговорен в контракте). Управленческие контракты получили широкое распространение среди наиболее крупных компаний, функционирующих в сфере гостиничного бизнеса. Многие компании, такие как Mariott и Hilton, далеко не всегда владеют дорогими отелями, которые носят имена этих брендов и которые можно встретить во всех странах мира, – они только управляют этими отелями на условиях, предусмотренных в соответствующих контрактах.

Компанию, которая использует деловые операции, перечисленные выше, можно назвать международной компанией. Более формальное определение компаний такого типа можно сформулировать следующим образом.

Международная компания– это любая организация, которая осуществляет свою деятельность на основании заключения коммерческих сделок с отдельными лицами, частными фирмами и/или государственными организациями зарубежных стран.

Обратите внимание, что термин «international business» использовался ранее для обозначения деловых операций, пересекающих границу.

Термин «многонациональная корпорация»,сокращенно МНК (multinational corporation, MNC), используется для обозначения компаний, активно вовлеченных в международный бизнес. Более точное определение можно сформулировать таким образом: многонациональная корпорация – это компания, которая «осуществляет прямые зарубежные инвестиции, а также владеет предприятиями, расположенными в зарубежных странах, и контролирует процесс создания ценности на этих предприятиях».

Помимо владения иностранными активами и осуществления контроля над ними, многонациональные корпорации, как правило, покупают ресурсы и производят товары и/или услуги во многих странах, а затем продают эти товары и услуги потребителям в разные страны мира. Многонациональные корпорации координируют свою деятельность через свои штаб-квартиры, однако они могут предоставлять своим аффилированным и дочерним компаниям, действующим на иностранных рынках, значительную свободу действий в вопросах адаптации своей деятельности к местным условиям.

Поскольку некоторые крупные международные компании, такие как британская страховая компания Lloyd's of London, на самом деле не относятся к категории корпораций, некоторые авторы проводят различие между транснациональными корпорациями и многонациональными предприятиями(multinational enterprises, MNE). Кроме того, поскольку некоммерческие организации, такие как Международный олимпийский комитет и Международный Красный Крест, нельзя отнести к числу предприятий, для обозначения организаций такого типа, а также некоторых коммерческих организаций, можно использовать термин «многонациональная организация»(multinational organization). Поскольку в деловой прессе общепринятым является термин «многонациональная корпорация», именно этот термин будет использоваться в рамках изучения этой дисциплины, даже несмотря на то, что сугубо формально его следовало бы использовать только применительно к компаниям, юридически зарегистрированным как корпорации.

 



Современные причины глобализации

Рост международного бизнеса в последние годы был вполне очевидным и весьма впечатляющим. Однако почему такое развитие стало возможным? Кроме того, почему так высока вероятность дальнейшей активизации между­народного бизнеса на протяжении следующего десятилетия? Существуют две основные причины этого явления: (1) стратегические потребности компаний, которые дают импульс процессу глобализации, а также (2) изменение среды международного бизнеса, способствующее этому процессу.

(1) Стратегические императивы

Существует ряд базовых причин, заставляющих фирмы становиться более глобальными как в плане общего курса развития, так и в плане повседневной практической деятельности. В число таких стратегических императивов входит использование ключевой компетенции компании, приобретение ресурсов по более низкой цене, проникновение компании на новые рынки и необходимость конкурировать в своей отрасли.

Использование ключевой компетенции компании.

Одним из важнейших оснований для глобализации является возможность более широкого использования ключевых компетенций, которые компании удалось развить на внутреннем рынке. Ключевая компетенция(core competency) определяет отличительную сильную сторону или преимущество, имеющее первостепенное значение для успешной работы компании. Применяя ключевую компетенцию на новых рынках, компания может увеличить свои доходы и прибыли. Например, в компании Nokia была разработана новейшая технология производства сотовых телефонов, которые были охотно приняты потребителями на внутреннем рынке Финляндии. Менеджеры Nokia быстро поняли, что компания могла бы увеличить свои доходы и прибыли, расширив производство и продажи в других странах. Точно так же компанией Singapore Airlines с момента основания в 1972 г. проводилась напряженная работа по формированию опережающих стандартов обслуживания потребителей и надежности полетов, которые позволили компании привлечь миллионы пассажиров из всех стран Азии в число своих клиентов. У руководства компании не было сомнений в том, что путешественники из стран других регионов обязательно оценят чуткую, преданную заботу о пассажирах, благодаря которой компании удалось добиться такой популярности. На основании этой уверенности было принято решение о расширении сферы услуг, предоставляемых компанией Singapore Airlines, на 90 больших городов в 40 странах мира.

Приобретение ресурсов.

Еще одним важным основанием для ведения бизнеса в международных масштабах является необходимость приобретения за рубежом таких ресурсов, как материалы, рабочая сила, капитал или технология. В некоторых случаях компании испытывают острую потребность в том, чтобы воспользоваться зарубежными источниками ресурсов, так как на местном рынке соответствующие продукты или услуги либо полностью отсутствуют, либо их недостаточно для удовлетворения потребностей компании. Например, североамериканские компании, занимающиеся оптовой торговлей продовольственными товарами, покупают кофе и бананы в Южной Америке; японские фирмы покупают лесоматериалы и изделия из древесины в Канаде; компании всех стран мира покупают нефть в странах Ближнего Востока и Африки. В других случаях компаниям проще и дешевле покупать ресурсы в других странах. Например, многие рекламные агентства США снимают рекламные ролики за границей. Наиболее популярным местом для рекламных съемок стал южноафриканский город Кейптаун, поскольку в этом городе аренда оборудования и оплата труда членов съемочной группы обходится на 40% дешевле, чем в Лос-Анджелесе.

Поиск новых рынков сбыта.

Необходимость поиска новых рынков сбыта – это также одна из распространенных причин выхода компаний на международные рынки. Когда внутренний рынок, на котором компания реализует свою продукцию, становится полностью сформированным, на этом рынке все труднее и труднее генерировать высокие доходы и обеспечивать рост прибыли. Например, рынок сбыта зубной пасты в Канаде, США и странах Европейского Союза можно считать сформировавшимся, поскольку большинство людей в этих странах понимает значимость правильного ухода за зубами, а также имеют в своем распоряжении необходимые финансовые ресурсы для того, чтобы регулярно покупать зубную пасту. Следовательно, такие компании, как Procter &Gamble, Unilever и Colgate-Palmolive, не могут рассчитывать на заметное увеличение объема продаж своей зубной пасты на этих рынках. В поисках возможностей увеличения объема продаж эти компании начали активно осваивать формирующиеся рынки таких стран, как Китай, Индия и Индонезия.

Процессу освоения новых рынков сопутствуют еще два преимущества. Во-первых, у компании может появиться возможность получить экономию от масштаба на базе сокращения среднего объема издержек производства на единицу продукции при увеличении объема производства.

Во-вторых, освоение новых рынков позволяет компании диверсифицировать пути поступления доходов. В таком случае компания, обслуживая большее количество стран, становится менее зависимой от продаж своей продукции в одной отдельно взятой стране, что позволяет компании защитить себя от возможных потрясений в экономике этой страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...