Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 12. Файндрайзинг в СКС за рубежом
(на примере западных музеев) Файндрайзинг - (от английского «fund»и «raising»- добывание средств). Иногда встречаются определения «развитие фондов», «сбор средств». Но все эти термины обозначают одно и тоже - реже разовую, чаще целенаправленную, спланированную, непрерывную деятельность некоммерческой организации по сбору средств (финансовых и материальных) или развитию фондов для реализации своей миссии. По имеющимся данным, в 1988 г. 5% от общего объема финансирования американских музеев поступало из федерального бюджета, 5% - от фондов, 5% - от корпораций и 85% составляли вклады частных лиц[15]. Обращение к первому из них - государственному - сразу же вызывает необходимость оговорок. То есть, когда речь идет об общественном канале музейного финансирования, как правило, имеются в виду и дотации из государственного бюджета. Дело в том, что приоритетной тенденцией государственной политики в области культуры вообще и финансирования музеев, в частности, продолжает оставаться децентрализация, отказ от директивного управления, все более полное проведение принципа "длинной руки", то есть отдаление представителей государственной власти от получателей средств и распределение последних через самоуправляемые общественные фонды, что, безусловно, снижает риск какого-либо диктата, цензуры и некомпетентных оценок. Причем в фондах бюджетные ассигнования часто соединяются с разного рода поступлениями из частного сектора, создавая тем самым предпосылки для нового интегрированного музейного фандинга. Так, основанный в 1985 г. в Коста Рике частный фандрэйзинговый музейный фонд несколько лет спустя превратился в Фонд Национального музея Коста Рики. Получаемые сегодня заграничные средства (от Европейского сообщества, американских фондов, частных предпринимателей и пр.), соединяются в Фонде с бюджетными ассигнованиями, что дает возможность получить так называемый феномен «смешанного пользования», подразумевающий присутствие в одном музейном объекте государственно-общественного и частного капитала на условиях взаимной выгоды. Это может быть так называемая «проектная прибыль», когда государство предоставляет проектные права на развитие коммерческого строительства при условии закладывания в проект нового здания художественной галереи или музея. Это могут быть стратегические союзы или договоры по созданию при музеях шоппинговых или ресторанных комплексов и т.п. По словам руководителя музейной консалтинговой фирмы Великобритании «Культурные ресурсы. Планирование и менеджмент»11, дальнейшее развитие феномена "смешанного пользования" представляет собой перспективную тенденцию музейного финансирования в XXI веке. Самым мощным источником финансирования зарубежных музеев является частный сектор. Это обстоятельство многие профессионалы музейного дела на Западе стали последнее время отмечать особо. Финансовая поддержка музеев миром бизнеса неуклонно растет, однако, как выразился директор Колумбийского музея в Южной Каролине, именно частные лица "являются черной костью всех видов пожертвований на нужды некоммерческих организаций"2. В США под частным сектором, когда речь идет о музейном финансировании, имеется в виду прежде всего, институт членства. Дело в том, что помимо индивидуального членства широко распространилось так называемое корпоративное членство, когда членом музея становится корпорация. Преимущества такого вида членства огромны. Корпоративное членство дает музею возможность войти, как говорят американцы, в истеблишмент корпорации, что гарантирует долгосрочное стабильное финансирование не только текущих расходов музея, но и основных направлений его деятельности. Причем, в отличие от внешнего бизнес спонсорства, выделяющего деньги под конкретную программу, проект или выставку, при условии обязательного их возвращения в той или иной форме, корпоративное членство не стремится к "профиту" в узко-корпоративном его понимании. По словам одного американского музейщика, корпоративное членство является "способом делания общественной пользы и служения обществу"[16]. Это одно из проявлений той самой новой этики в мире бизнеса, о которой много говорится сегодня в западной музееведческой прессе. Теперь рассмотрим бизнес- спонсорство, как источник музейного финансирования. Хотя удельный вес его в общем музейном бюджете сравнительно невелик (5%), именно бизнес спонсорство музеев имеет сегодня наибольшую популярность, актуальность и общественный резонанс. И дело здесь не только в том, что корпорация "любит шум" вокруг своего имени, но еще и в том, что именно бизнес спонсорство является сегодня наиболее активной точкой роста в финансировании музеев. По данным американского журнала "Museum News", за 10 лет - с 1976 по 1986 гг. - финансовая помощь корпораций в США выросла с 1,5 миллиарда долларов ежегодных поступлений до 4,5 млрд. Причем вложения в культуру и искусство возросли за это время с 8% до 11%, а доля музеев в этой сумме выросла с 99,6 млн. долл. в 1983 г. до 133,2 млн. в 1985 г., что составило 24% общего культурного бизнес фандинга[17]. По данным Ассоциации бизнес - спонсорства, музеи Великобритании в 1994-1995 гг. стали первой величиной в получении спонсорской помощи корпораций, оставив позади себя такие традиционные объекты культурного бизнес фандинга, как музыка, театр, кино. За эти два года музеи Великобритании более чем удвоили финансовую поддержку бизнеса, составившую сумму в 17 млн. фунтов, что на 5 млн. фунтов больше, чем ближайшему сопернику музеев - опере и примерно в два раза больше, чем театру[18]. Приведенные данные убедительно говорят о стремительном развитии музейного бизнес спонсорства за последние 10 лет. По выражению директора Национальной галереи искусств в Вашингтоне, «музеи и бизнес уже не сидят сегодня по разным углам, сердито косясь друг на друга и принимая один другого за пугало. Они поняли, что нуждаются друг в друге и активно ищут пути сосуществования и партнерства»[19]. Движение бизнеса и музеев навстречу друг другу уже достаточно оформилось, приняв конкретные формы - современных направлений корпоративного спонсорства музеев, с одной стороны, и стратегии фандрэйзинга, с другой. Причинами корпоративной поддержки музеев стали глобальные сдвиги 60-70-х гг. в развитии коммуникационных процессов, общественного сознания и маркетинговых стратегий. Именно в это время отходят в прошлое расхожие представления о пошлости и вульгарности "массового сознания" и происходит резкое возрастание роли паблисити в общей стратегии бизнеса. Корпорации пришли к пониманию огромного значения деятельности по формированию общественного мнения и созданию устойчивого положительного имиджа в продвижении своей продукции на рынок. Ключевой характеристикой начального периода музейного бизнес спонсорства стал феномен блокбастера[20], буквальном переводе "блокбастер" означает фугасную бомбу крупного калибра, а также - организованные на деньги корпораций крупномасштабные шоу-выставки, сопровождающиеся агрессивными маркетинговыми стратегиями - шумной рекламной кампанией, сенсационными откликами прессы, атмосферой ажиотажа, специальными распродажами билетов, расширенной коммерческой деятельностью музейных магазинов и пр. Корпорация при этом выступает в качестве так называемого "молчаливого" или "спящего" партнера, то есть партнера, занимающего позицию невмешательства в содержательные аспекты выставки. Первым блокбастером считается спонсированная Эксоном в 1978 г. выставка "Сокровища Тутанхамона", принесшая корпорации огромную выгоду. В течение последующих 10 лет блокбастер стал ведущим способом взаимоотношений между музеем и бизнесом. Таким образом, корпоративное спонсорство музеев началось с жестких, прямолинейных маркетинговых отношений в форме мощного
Бизнес фандинг наличными средствами был и остается ведущей формой поддержки музеев. Новое здесь заключается в переходе от разовых и случайных вливаний в музейный бюджет к его стабильному финансированию на долговременной плановой ежегодной основе. Причем, если в первом случае бизнес выступал как формальный "спящий партнер" и его фандинг давался музею ценой прерывания его основной деятельности, в современном варианте спонсорства корпорация является заинтересованным лицом музейной деятельности, вкладывая свои средства как на текущие расходы, так и на развитие ее основных направлений. Ярким свидетельством новых подходов бизнес поддержки является уже упоминавшееся корпоративное членство, когда корпорация становится членом музея, поддерживая его изнутри, а музей входит в истэблишмент корпорации. В Германии в 1994 г. по инициативе влиятельной группы немецких корпораций, действующих под эгидой Федерации поддержки культуры индустрией Германии, было создано Общество культурного воздействия, представляющее собой союз бизнеса с неправительственными организациями (Совет искусств, Музыкальный совет, Музейная Ассоциация, Театральная Ассоциация и пр.). В его основу легла идея интегрированного подхода к фандингу культуры, понимаемая как всеобщая ответственность. Идея поддержки культуры как всеобщей ответственности, обусловленная новой этикой бизнеса, несомненно отражает не только современные реалии инновационных форм общественно-частного партнерства, но и перспективу их будущего развития. Обратимся к опыту Великобритании. Одной из первых попыток централизации и оптимизации музейного фандрэйзинга в масштабах страны было поручение Музейной Ассоциации Великобритании, данное маркетинговой консалтинговой компании «Spero Communication, разработать к 1989 г. - Международному году музеев - стратегию маркетинга и спонсорства. Компания выработала базовую заявку о спонсорской поддержке и, разослав ее музеям, составила на основе полученных ответов банк данных музейных спонсорских запросов. В 1996 г. Комиссия музеев и галерей (МОС) Великобритании после долгой дискуссии добавила еще одно требование, необходимое для прохождения музеем.В ходе создания информационной базы данных о потенциальных спонсорах особое внимание уделяется бизнесу, имеющему точки соприкосновения с музейной деятельностью. "Если вы хотите сделать выставку мебели XVIII века, - подчеркивалось в руководстве по музейному фандрэйзингу, - обращайтесь в мебельную компанию"[30]. Схема файндрайзинга в западных странах сегодня строится по принципу взаимовыгоды музея и корпорации, поиск своего партрнера музей ведет долгие годы и месяцы, недаром появилось даже понятие во многих западных изданиях "вырастить спонсора". Начинается он с поиска подходящего партнера, привлечение его выгодным для него предложением. Музеи позиционируют себя как престижное вложение средств. Как отмечают музейные работники зарубежных музеев, успех файндрайзинга на сегодняшний день достигается когда «Правильный человек просит правильную сумму по правильной причине правильного кандидата правильным образом в правильное время» [31]
Вопросы для самопроверки: 1.Дайте определение файндрайзингу. 2.Какие средства, и из каких источников «получает» музей для развития? 3.Перечислите этапы, которые прошли западные музеив процессе их взаимоотношений с бизнесом? 4. Назовите проблемы, с которыми столкнулись западные музеи при взаимодействии с корпорациями? 5. Открытие каких выставок предполагают проекты типа «блокбастер»? 6. Выделите положительные и отрицательные стороны взаимодействий музеев (СКС) и бизнеса.
Литература: 1. The Business of Creating a Partnership. Six Candid Views from the Museum and Corporate World (A round Table Discussion)// The Museum News. January/ February, 1988.
2. Ilana Hoffer-Skoff. Fund- Raising Software: Flexibility comes first// Museum News.1991, August.
3. Museum, 2001, № 1-5.
4. Museum, 2001, 6-10.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |