Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В социально-культурной сфере
Глобализация конкуренции открыла перед потребителями новые перспективы и сделала возможным экспорт отдельных культурных продуктов. В свою очередь другие продукты можно импортировать из зарубежных стран. Этот импорт означает дополнительную конкуренцию для местных продуктов. В индустрии культуры компании, предлагающие культурные продукты, сгруппированы или сконцентрированы так, что малое число многонациональных образований контролирует создание большого числа культурных продуктов. Эти образования распределяют свою деятельность так, что каждое из них контролирует бизнес в каждом культурном секторе: производство записей, развлекательная аппаратура (СD-проигрыватели, видеомагнитофоны и т.д.), производство и распределение фильмов, издательства, радио- и телевизионные сети, театральные постановки и так далее. Организации культуры в стране с маленьким населением должны работать вместе, используя объединенные усилия для борьбы с иностранной конкуренцией. Этот единый фронт включает в себя не только продукты, но и множество партнеров или звеньев, которые образуют производственный канал, включая поставщиков и сеть распределения. Значит, первая тенденция - малое число многонациональных образований контролирует бизнес в культурном секторе.
Другая тенденция, которая может интенсифицировать конкуренцию, - это раздробленность производства. Портер указывает пять источников давления, которые могут стать причиной раздробленности индустрии[1]. Это: конкуренты внутри индустрии; вновь прибывшие - например, компании, только еще начинающие свою деятельность в данной индустрии; поставщики; покупатели; замещающие продукты. Индустрия называется раздробленной, если конкуренты мелки, но многочисленны, если препятствия, мешающие их продвижению в индустрию, слабы, и если покупатели или поставщики обладают контролем над компаниями внутри индустрии. Этот последний пункт особенно важен, когда поставщиков или покупателей несколько и когда они достаточно сильны для того, чтобы устанавливать законы внутри этой индустрии и подавлять конкурентов с позиции силы. Если вдобавок этот сектор растет медленно и возможность дифференциации среди фирм невелика, конкуренция между маленькими фирмами, не способными расширяться, становится ожесточенной. Обычный результат - это вечная война цен. Конкурирующие фирмы могут подвергнуть опасности свою собственную прибыльность и обанкротиться. Индустрия может из крайне раздробленной стать менее раздробленной, если она становится высококонцентрированной. При концентрировании индустрия может обладать сбалансированным количеством больших и маленьких компаний. Большие регулируют рынок. Однако в некоторых индустриях просто невозможна концентрация такого типа. Сектор высокого искусства как раз и есть такая раздробленная индустрия с множеством мелких компаний. Однако эта индустрия не предоставляет никаких возможностей для концентрации, так как обладает, по меньшей мере, четырьмя из 16 особенностей, препятствующих концентрации. Во-первых, раздробленность в искусстве можно объяснить отсутствием препятствий для проникновения на рынок. И в самом деле, основать струнный квартет или театральную труппу легко, так как здесь потребуются совсем небольшие первоначальные расходы по сравнению с финансированием, необходимым для открытия традиционного коммерческого предприятия, например, автомобильного завода. Во-вторых, большая экономия на оплате труда невозможна из-за самой природы продукта. Симфоническому оркестру всегда необходимо одно и то же число музыкантов и одно и то же количество времени на репетиции и на исполнение. В-третьих, для организации культуры очень важен художественный уровень. Фактически это главная отличительная черта компаний, работающих в сфере искусства. И, наконец, психологический барьер, мешающий уйти, оставить дело, помогает объяснить, почему многие артисты предпочитают перебиваться кое-как, нежели отречься от своего искусства. Ихувлеченность дает их работодателям возможность выжить. Конкуренция в самом широком смысле, включая глобальную конкуренцию, заставляет всякую организацию культуры определить и использовать свое сравнительное преимущество, чтобы казаться уникальной в глазах потребителя. Всякая компания должна стараться занять прочную позицию, которая поможет ей выстоять. Эта позиция может быть достигнута только при помощи подчеркивания какого-либо отличительного аспекта или сравнительного преимущества компании или продукта. Естественно, этот аспект в западных социологических опросах, положительно воспринимается потребителями. Преимуществом может быть какая-либо особенность продукта, способ его продвижения на рынок, особый способ использования дистрибьюторских сетей или ценовая политика. Практически все направления СКС в зарубежных странах учитывают степень существующей конкуренции и используют максимальное количество способов для того, чтобы удержаться на рынке. Исследования, проведенные в нескольких индустриально развитых странах, показали, что потребитель культурных продуктов обладает уровнем дохода и образования выше среднего. Это фактически относится к любителям высокого искусства, так как любители популярного искусства имеют более низкий уровень дохода и образования. Правительственные или государственные субсидии представляют собой существенную часть бюджета многих организаций культуры в большинстве стран, за исключением Соединенных Штатов. Здесь, наоборот, индивидуальные доноры и бизнес-сектор своими вкладами компенсируют низкий уровень государственной финансовой поддержки культурного сектора. Спрос на рынке досуга значительно вырос с 1960-х по 1980-е годы. Главными факторами были рост населения, увеличение свободного времени у потребителей и рост уровня, как дохода, так и образования. Тот факт, что искусство овладело большей долей рынка досуга, чем спорт, объясняется массовым появлением постоянных потребителей-женщин в 1960-е. Конкуренция на рынках досуга и культурных продуктов может принимать самые разнообразные формы. На сегодняшний день, любое предприятие СКС стремится приобрести некоторое конкурентное преимущество, что помогает ему противостоять давлению конкуренции, которое только усиливается технологическим прогрессом и глобализацией рыночного пространства. Более того, сектор искусств раздроблен, в нем существует множество мелких компаний и эта тенденции по прогнозам западных исследователей сохранится надолго.
Вопросы для самопроверки: 1.Охарактеризовать понятие « культурный рынок» 2.Что понимается под спросом в СКС? 3. Какие тенденции СКС выделяют западные ученые? 4.Назовите факторы, влияющие на изменения, происходящие в СКС 5.Какие основные причины конкуренции в СКС? 6.Прочитайте книгу А. Баскиной «Повседневная жизнь американской семьи» Выделите основные виды досуга, которые распространены в США. Отметьте наиболее удивившие вас факты, сравните культурные предпочтения американцев и россиян, в чем причины этих различий? Какие примеры из американской жизни показались вам положительным опытом? Какие черты американского образа жизни можно выделить? Что такое «американское позитивное мышление? Предлагается устроить дискуссию в группе, разделившись на противников и защитников «американского мышления» и образа жизни. Литература: 1. Баскина А. Повседневная жизнь современной американской семьи., - М., 2004. 2.M.E Porter Competitive Strategy. New-York: Free Pages, 2000. 3.Statistics Canada,2000Family Expenditure in Canada. 4.Britain in close-up. Cambridge, 2001. 5.Study of Contemporary Europe, London, 2004. 6.USA today, N-Y, 2002. 7.National Endowment for the arts. 1997. Survey of Public Participation in the arts: Summary Reports. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |