Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10 Общественное мнение как социальный институт.




Понятие индивидуальное, групповое, коллективное и общественное мнение. Общественное мнение как социальный институт. Атрибуты, факторы формирования и измеряемые характеристики общественного мнения. Субъект и объект общественного мнения. Функции общественного мнения. Формы институционализации и выражения общественного мнения как института социального контроля. Методы исследования общественного мнения.

Цель – изучить структуру, факторы формирования общественного мнения в пределах социальной ситуации, определить функции общественного мнения при решении социальных и профессиональных задач, на основе применения методологии и методов социологии.

По данной теме необходимо:

Знать: соотношение содержания понятий «групповое», «коллективное» и «общественное мнение», специфику общественного мнения как социального института. Атрибуты, факторы формирования и измеряемые характеристика общественного мнения. Функции общественного мнения. Формы институционализации и выражения общественного мнения как института социального контроля. Методы измерения общественного мнения.

Уметь: описать измеряемые характеристика общественного мнения, определить факторы его формирования и основные функции в границах социальной ситуации, при решении социальных и профессиональных задач, на основе применения методологии и методов социологии.

Методические указания по изучению темы

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Следует начать с определения содержания и соотношения понятий «мнение» и «суждение», затем перейти к характеристике и факторам формирования «индивидуального» (личного), «группового», «коллективного» и «общественного мнения», используя такие понятия как «социальная оценка», «коммуникация», «социальная ситуация», «ситуация коммуникации».

Обоснуйте, в чем состоит социологический подход к анализу общественного мнения. При рассмотрении общественного мнения обратите внимание на институциональные признаки общественного мнения, специфику его атрибутов: объекта, предмета, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

При характеристики общественного мнения обратитесь к таким социальным группировкам как аудитория и публика. Для более всестороннего изучения общественного мнения обратитесь к его концептуальным интерпретациям. Обратите внимание на специфику и факторы институционального формирования и функционирования общественного мнения.

Рассмотрите функции общественного мнения: оценочную, нормативную, информационную, аналитическую, адаптирующую, социального контроля, культуронаследования, экспрессивную.

Сравните формы институционализации общественного мнения в современном российском обществе. Особое внимание обратите на манипулирование общественным мнением, что предполагает определение процесса манипулирования, установление его институциональных субъектов, целей и функций, типично реализуемых в процессах массового манипулирования.

В заключении обратитесь к методам исследования и мониторинга общественного мнения.

                                         Литература              

Основная: [197]; [198]; [42]; [64].

Дополнительная: [239]; [238]; [259]; [263]; [264]; [265]; [269, с. 575-586].

Электронные ресурсы: [298].

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «ситуация коммуникации».

2. Соотношение понятий «индивидуальное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение».

3. Специфические признаки социального института свойственные общественному мнению.

4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная.

6. Институциональные формы общественного мнения, их воздействие на массовое поведение.

7. Аудитория и публика как субъекты общественного мнения.

8. Формы институционализации общественного мнения современном российском обществе.

9. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения.

10. Манипулирование общественным мнением: субъекты, цели, функции.

11. Методы исследования и мониторинга общественного мнения.

Тема 11 Социология социальных изменений.

Характеристика и соотношение понятий «социальный процесс», «социальное развитие», «социальное изменение». Концепции социального прогресса.

Социальные изменения: понятие, теоретические подходы. Виды социальных изменений. Уровни и характер социальных изменений.

Социальные движения: типы и виды. Жизненные циклы социальных движений.

Революция как форма социальных изменений. Социальные реформы.

Социальные революции и реформы.

Мировая система и процессы глобализации.

Цель изучения темы: понимание социальной сущности коллективного поведения; форм и видов социальных и культурных изменений, в том числе, в контексте модернизации современных обществ и России; какие виды социальных процессов изучает социология.

По данной теме необходимо:

Знать какие типы социальных движений существуют, что влияет на их развитие и распространение, какие их жизненные циклы выделяют в социологии, что представляют собой процессы глобализации и их возможные риски, соотношение реформ и революций в общественном развитии.

Уметьоценивать достижения социального прогресса на основе знания исторического контекста социальных изменений и социальных реформ, в том числе в России; анализировать с социологической точки зрения основные социальные процессы в своей стране и за её пределами; находить и использовать социальную информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих социальных проблемах и происходящих социальных изменениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...