Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7 Социология личности.




Личность как социальный тип. Основные понятия социологии личности. Социологические концепции личности. Социологический анализ личности. Ролевая теория личности. Общность и личность. Личность: социальные типы. Процесс социализации личности: факторы, этапы, субъекты. Факторы десоциализации личности.

«Деятельность» и «поведение» как социологические понятия. Социальная активность личности. Социологический анализ основных видов и факторов социального поведения личности и общности: потребности, интересы, цели, ценностные ориентации, стереотипы, установки, традиции. Социальные факторы массового и коллективного поведения.

Конформное и девиантное поведение. Социальный контроль и его формы. Социальный контроль и девиация. Причины роста социальных девиаций в современном российском обществе.

Цельюизучения темы является: освоение основных понятий социологического анализа личности, социализации и социального поведения.

По данной теме необходимо:

Знать: понятия «человек, индивид, индивидуальность, личность» в социологии, основные положения социологических теорий личности, социальные типы личности, понятие «социализация», «социальная адаптация», «интериоризация», понятие «поведение» и «социальная девиация» в социологии, основные виды и факторы поведения, основные виды социальной девиации и формы социального контроля.

Уметь:осуществлять абстрактное конструирование собственной социальной структуры личности, определять содержание процессов социализации, социальной адаптации, интериоризации, факторов социальной девиации.

План семинарского занятия:

1. Понятие «человек» в социологии. Понятия «индивид», «индивидуальность». Процессы индивидуации и индивидуализации, их социальные последствия.

2. Социологический анализ личности. Взаимовлияние социальной, биологической и психологической структур личности.

3. Социальная структура и типология личности.

4. Социологические теории личности: взаимосвязь социологических и психологических концепций личности.

5. Ролевая, статусная, диспозиционная концепции личности.

6. Процесс социализации личности: факторы, этапы, субъекты. Десоциализация личности: факторы социальные последствия.

7. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Основные виды поведения социальных субъектов.

8. Понятие, концепции социальной девиации. Девиантное поведение: факторы, виды.

9. Понятие, факторы конформного поведения. Соотношение понятий «социальный конформизм» и «конформное поведение», «нонконформизм».

10. Социальный контроль, основные компоненты, виды, институциональные формы.

Методические указания по изучению темы

Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовиться к участию в интерактивной дискуссии, на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы.

Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: адаптация (социальная, вынужденная, негативная, позитивная, добровольная), адаптации формы Р. Мертона (конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж), аккомодация, аутизм, девиантность, девиация социальная, диспозиция, теория зеркального «Я» (Ч. Кули), Дж. Г. Мид («обобщенные» и «значимые другие», «самость», «I», «Me»), индивид, индивидуализация, индивидуальность, индивидуация, интерес, интериоризация, интроекция, инфантилизм социальный, контроль социальный, конформизм социальный, типы личности, личность, типология личности Р. Мертона (конформист, новатор, ритуалист, ретретист, мятежник), личность (базисная/базовая, модальная, современная, маргинальная, социабельная, конформная, девиантная), личности абсорбация, личности деградация, мотив, мотивация, нонконформизм, обобщенный другой, ориентация ценностная, патология социальная, персонализация, социальный конформизм, роль социальная, социализация (первичная, вторичная /ресоциализация, маргинальная), социальное «Я» (У. Джеймс), стереотип социальный, поведение (социальное, статусное и ролевое, индивидуальное и групповое, коллективное и массовое, антисоциальное, репродуктивное и миграционное, анормальное, коллективное, массовое, девиантное, делинквентное, конформное, нонконформное), девиант, стигма, стигматизация, традиция, установка социальная, образ и стиль жизни, убежденность и целостность личности, первичная и вторичная девиация, социальный контроль (формальный, неформальный).

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие «человек» в социологии. Активность человека «внешняя» и «внутренняя». Социальная активность и социальная среда.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность».

3. Содержание, факторы и социальные последствия процессов индивидуации и индивидуализации.

4. Понятие «личность» в социологии. Социологический анализ личности. Взаимосвязь и влияние биологической и психологической структур на социальные атрибуты личности.

5. Социальная структура личности: деятельностных социальных качеств, потребностей и способностей, ценностно - нормативная структура (культурные ценности обществ субкультурные ценности группы), убежденность и целостность личности.

6. Социологическая теория личности и ее концептуальные основания. Взаимосвязь основных положений социологических и психологических концепций в теории личности.

7. Основные положения концепций личности: 3. Фрейда, Р. Парка, Ч.Кули Дж.Мида, А. Халлера, Р. Линтона, У. Джеймса, А.Маслоу, Т.Парсонса, Р.Мертона.

8. Ролевая, статусная, диспозиционная концепции личности.

9. Типология личности и форм индивидуальной адаптации Р. Мертона.

10. Социальные типы личности: базисная (базовая), модальная, современная, маргинальная, социобельная, конформная, девиантная.

11.  В чем различие процессов социализации и воспитания?

12. Первичная, вторичная (ресоциализация), маргинальная социализация.

13. Субъекты (агенты), специфика социализации взрослых и детей социализации. Различаются ли агенты первичной социализации на различных стадиях жизни индивида?

14. Социальная адаптация: добровольная и вынужденная, социально одобряемая и негативной, трудовой и профессиональной, адаптацию к трудным жизненным ситуациям (бедность, безработица, инвалидность).

15. Процесс формирования личности (Г.Мид, Б. Ф.Скиннер).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...