Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4 Социальные организации.




Понятие и структура социальной организации: связи и отношения кооперации, координации, субординации, реординации. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организаций.

Типология организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Малые группы и коллективы. Трудовая организация и трудовой коллектив. Формы организации.

Функционирование организации: управление, руководство и лидерство в организации.

Цель – выявление основ формирования социальной организации, изучение внутренней структуры и механизмов ее совершенствования в первичных производственных и трудовых коллективах как объектах управления.

По данной теме необходимо:

Знать понятия «организация» и «социальная организация»; структуру социальной организации; цели организации, определяющие структуру и содержание формализованных организационных функций; типологию организаций; особенности формальной и неформальной организационных структур; основные характеристики управленческой деятельности в социальной организации; понятия «первичный производственный» и «трудовой» коллектив; понятия «социальная дезорганизация», «бюрократизм», «клика».

Уметь выявлять взаимосвязь формальной, неформальной, социально-психологической и внеформальной организации; различать руководство и лидерство в организации; выявлять организационные патологии, возникающие в процессе управления социальной организацией.

План семинарского занятия

  1. Понятие «организация» и «социальная организация». Строение социальной организации: связи и отношения кооперации, координации, субординации, реординации.
  2. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организаций.
  3. Социальные атрибуты и взаимосвязь формальной, неформальной, внеформальной и социально-психологической организаций.
  4. Формы организации: деловые, общественные (массовые), ассоциативные. Трудовая организация: первичный производственный и трудовой коллектив.
  5. Управление в организациях: целенаправленное управляющее воздействие, социальная самоорганизация, организационный порядок. Управленческие решения и методы управления.
  6. Руководство и лидерство в организации.
  7. Организационная патология: социальная дезорганизация, бюрократизм, образование клик. Патология управленческих решений.

Методические указания по изучению темы

Необходимо проработать и последовательно рассмотреть вопросы семинарского занятия, подготовиться к участию в интерактивной дискуссии, на основе раскрытия понятийной структуры и анализа проблем изучаемой темы.

Определите содержание и взаимосвязь указанных понятий: зависимость иерархическая, зависимость социальная, организация, социальная организация, кооперация, координация, субординация, реординация, формализация социальная, иерархия бюрократическая, иерархия организационная, иерархия социальная, организация формальная, организация неформальная, организация внеформальная, организация социально-психологическая, организационный порядок, деловая организация, коллектив трудовой, общественная организация, персонализация, руководство, подчинение, самоорганизация социальная, управление, управляемость, управление социальное, лидер, лидерство, целеполагание, цели организации (цели-задания, цели-системы, цели-ориентации), организационная патология, стагнация, клика, бюрократизм.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите атрибуты социальной организации как социальной системы.

2. Какие связи и отношения характеризуют строение социальной организации?

3. Что собой представляют формальные и неформальные отношения в организации?

4. Каковы основные функции трудового коллектива?

5. В чем состоит сущность социологического подхода к управлению?

6. Что означает целеполагание и целеосуществление в социальной организации?

7. Чем отличаются «бюрократия» и «бюрократизм»?

 

Литература

Основная: [139, гл. 25, с. 567-607]; [206, гл. 12, с. 216-231]; [165]; [218]; [6]; [13]; [20]; [24]; [29]; [33]; [34]; [73]; [105]; [113]; [117]; [121]; [127]; [132]; [141]; [142]; [145]; [161]; [169]; [170]; [217]; [104]; [190].

Дополнительная: [232]; [256]; [277].

 

Тема 5 Социальные институты: функции, структура. Институт семьи.

Понятие «социальный институт». Процесс институциализации. Социологический анализ социальных институтов: институциональные связи и отношения, организационные структуры. Виды и функции социальных институтов. Общество и социальные институты: факторы взамодетерминации. Дисфункции социальных институтов. Факторы деинституционализации.

Семья как универсальный социальный институт. Формы и функции семьи. Брак как социальный институт. Формы брака: моногамия, полигамия, эндогамия, экзогамия, гетерогамии, гомогамия. Факторы брачного выбора. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции брака и семьи.

Цель – изучить механизмы и особенности формирования и функционирования социальных институтов как проявления основных форм жизнедеятельности общества.

По данной теме необходимо:

Знать основные положения институциональной социологии; понятия «институциализация», «социальный институт», «деинституциализация», «дисфункция»; основные виды и функции социальных институтов; особенности и отличительные признаки институтов семьи, брака; функции семьи.

Уметь определять соответствие основных потребностей общества формируемым социальным институтам; выявлять «главные» и «не главные» социальные институты; анализировать причины деинституциализации, вызываемые дисфункцией социальных институтов; выявлять и анализировать причины, способствующие интеграции и дезинтеграции семьи.

План семинарского занятия

1. Понятие «институциализация». Определение социального института как исторически сложившейся формы совместной жизнедеятельности людей. Типология социальных институтов.

2. Особенности функционирования и развития социальных институтов с позиции институционализма (С. Липсета, П. Блау, М. Дюверже, Ч. Миллса и др.).

3. Социологический анализ социальных институтов: институциональные связи и отношения, организационные структуры.

4. Функции социальных институтов. Дисфункции социальных институтов. Причины «деинституциализации».

5. Определение семьи и брака. Исторические формы семьи и брака. Функции современной семьи.

6. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи. Основные направления государственной политики в области семейно-брачных отношений в Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...