Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность ООН по борьбе с технологическим разрывом




ТЮМЕНСКАЯ МОДЕЛЬ ООН

Х студенческая конференция

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

ДОКЛАД ЭКСПЕРТА

«Содействие развивающимся странам в развитии технологий для достижения целей в области устойчивого развития»

 

Глеб ПОПОВ

2 курс магистратуры, «Менеджмент в
государственном администрировании»

ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова

Апрель 6-8, 2018


Содержание

 

Актуальность существующей проблемы.. 3

Текущая ситуация в мире. 4

Деятельность ООН по борьбе с технологическим разрывом. 8

Заключение. 11

Список источников и литературы.. 12

 

 

 


 


Актуальность существующей проблемы

 

В 1973 году известный английский писатель-фантаст и футуролог Артур Кларк сформулировал постулат, который гласит: «Любая, достаточно развитая технология неотличима от магии». Современный мир почти полностью состоит из инноваций. Если мы сравним современный уровень технологического развития человечества с уровнем, который был всего 150-200 лет назад, то будем поражены низким уровнем жизни людей той эпохи. Более того,конфликт технологий и времени проглядывает и сейчас – люди, юность которых пришлась на 60-70е года прошлого века, зачастую не могут освоить современную технику. То, что естественно для современного поколения, для них – непреодолимое препятствие. Однако в современном мире существуют страны, для которых современные технологические реалии до сих пор являются магией. Эти страны не могут себе позволить развивать науку и догонять технологический прогресс, который беспощадно оставляет на «технологической обочине» тех, кто не хочет или не может себе позволить уделить ему должное внимание и ресурсы.

Актуальность проблемы неравномерного технологического развития признается всеми странами-членами Организации Объединенных Наций. Организация понимает, что научно-технический прогресс и новаторство, в том числе экологически безопасные технологии, способны играть жизненно важную роль в развитии, в решении глобальных проблем. Напримерв ликвидации нищеты, в обеспечении продовольственной безопасности и питания, в расширении доступа к энергоресурсам и повышенииэнергоэффективности, в борьбе с болезнями, в совершенствовании систем образования, в охране окружающей среды, в ускорении экономической диверсификации и в повышении производительности и конкурентоспособности и, в конечном счете,в поддержке устойчивого развития.[1]

Важно отметить следующее: в докладе формулировка «развивающиеся страны» представляет собой обобщённую группу стран, в которую входят:

· Наименее развитые страны,

· развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю,

· малые островные развивающиеся страны;

 

Текущая ситуация в мире

 

Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях, посвящённых технологическому развитию и научно-техническом прогрессу всегда подчеркивает две важные вещи:

1. Технологический разрыв между развитыми и развивающимися странами существует. И этот разрыв является серьезной проблемой.

2. Развивающиеся страны являются очень уязвимой группой, которые хоть и прикладывают усилия в преодолении технологического разрыва, но самостоятельно эту проблему разрешить не в состоянии.

Конечно, проблема технологического разрыва связана со множеством факторов. Например, общий уровень образования в развивающихся странах несопоставим уровнем образования развитых стран. Гендерное неравенство в сфере высоких технологий и высокий уровень коррупции тоже напрямую влияют на технологическое развитие не только развивающихся стран. Однако данные проблемы являются традиционными для развивающихся стран и, хоть и представляют серьёзную угрозу для технологического прогресса, влияют на него лишь косвенно. Существует ряд иных факторов, которые напрямую угрожают увеличить технологическое отставание развивающихся стран от развитых.

По данным института статистики ЮНЕСКО, показатель совокупных затрат на НИОКР за год стран лидеров инновационного развития в 67 раз больше, чем у наименее развитых стран в этом рейтинга. Учитывая бюджет стран, это значит, что отстающим потребуется около 70 лет, чтобы самостоятельно достичь тех результатов, которые имеют сейчас лидеры, при условии, что последние не будут вкладывать деньги в науку в течение этих 70 лет.

Таблица 1 Разрыв в расходах стран лидеров инновационного развития и наименее развитых стран.

Индикатор «Совокупные затраты на НИОКР» является весьма показательным, но не единственным способом оценки инновационного и научно-технологического развития, благодаря которому можно увидеть существующий технологический разрыв. Существует несколько международных рейтингов инновационного развития, которые применяют разные методы и показатели оценки, однако развитые и развивающиеся страны находятся в этих рейтингах одинаково полярно.

Рис. 1 Количество затрат на НИОКР в % от ВВП за 2013 г.

Одним из наглядных показателей, демонстрирующих неравенство в научно-техническом прогрессе является количество абонентов мобильной широкополосной связи. По статистике ООН из каждых 100 человек в развитых странах абонентами мобильной широкополосной связи являются 90 человек, тогда как в развивающихся странах — 41 человек, а в наименее развитых странах — менее 20 человек. Это свидетельствует о том, что в развивающихся странах отсутствует недорогой доступ к информационно-коммуникационным технологиям.[2]

Еще один показатель демонстрирует негативную тенденцию, которая ведет к увеличению технологического разрыва. По данным ООН,приток прямых иностранных инвестиций в наименее развитые страны сократился на 13 процентов до 38 млрд долл. США в 2016 году по сравнению с 2015 годом при сохранении их концентрации в добывающих и смежных отраслях.[3] Это грозит тем, что наименее развитые страны станут зависимыми от экспорта добываемого сырья. Эта зависимость приведет к полному отсутствию необходимости, мотивации и возможности инвестировать ресурсы в более наукоемкие обрабатывающие отрасли. Не секрет, что производство добавленной стоимости находится, чаще всего именно в обрабатывающих отраслях и основная доля затрат на НИОКР приходится на этот вид промышленности. Более того, нагляднаядемонстрацияразницыдобавленной стоимости между развивающимися и развитыми странами в пересчете на душу населения, позволяет выявить очередной дисбаланс между развивающимися и развитыми странами.

Рис. 1 Показатель добавленной стоимости, произведенной в обрабатывающей промышленности, в пересчете на душу населения за 2005 и 2015 годы (в постоянных ценах 2010 года в долл. США)[4]

Важно отметить, что возможности новаторства, в частности ориентированного на интересы малоимущих, всеохватного, массового и общественного новаторства в плане решения общественных проблем,чаще всего не могут быть распространены в результате действия рыночных сил т.к. такие технологии не несут в себе большой выгоды для разработчиков. Поэтому, реализация таких технологий осуществляется чаще всего на некоммерческой основе (гранты, субсидии, международная поддержка и т.д.).


 


Деятельность ООН по борьбе с технологическим разрывом

 

25 сентября 2015 года Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В рамках этой резолюции, ООН были поставлены 17 целей в области устойчивого развития, одной из которых является «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям».

ООН прикладывает определенные усилия, чтобы бороться с нарастающим кризисом. В первую очередь, важно отметить, что, 22 сентября 2017 года ООН объявила о создании Банка технологий для наименее развитых стран в рамках реализации одного из пунктов программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011–2020 годов, также одной из целей устойчивого развития. Эта структура должна «оказывать финансовое и иное содействие беднейшим государствам в получении необходимой научной литературы и материалов, организации сотрудничества в исследовательской сфере с другими сторонами. Кроме того, в число задач данной структуры входит привлечение средств для развития научно-исследовательской базы в указанных государствах.»

Также, одним из основных инструментов является стимулирование программы межнационального сотрудничества. Причём, не только между развитыми и развивающимися странами (программа «сотрудничество Север-Юг»), но между развивающимися странами непосредственно (программа «сотрудничество «Юг-Юг»). Данные программы позволяют развивающимся странам обмениваться опытом и создавать межнациональные проекты по стимулированию притока инвестиций в НИОКР. Также, такой вид взаимодействия существенно облегчает анализ и классификацию существующих трудностей в самих развивающихся странах. Помимо этогогосударства-члены были призваны осуществлять и поддерживать меры по расширению участия ученых и инженеров из развивающихся стран в международных совместных исследовательских, научно-технических и инновационных проектах.

Также, четвертой Конференцией ООН по наименее развитым странам, состоявшейся в Стамбуле в мае 2011 г. была принята Стамбульская декларация и программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011–2020 гг. которая направлена на приоритетные области, относящиеся к задачам в области развития, стоящим перед наименее развитыми странами. Общая цель Стамбульской программы действий заключается в преодолении неблагоприятных факторов структурного характера, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, в интересах искоренения нищеты, достижения согласованных на международном уровне целей в области развития и создания условий для их выхода из категории наименее развитых стран. Стамбульская программа действий содержит восемь приоритетных направлений действий, каждое из которых поддерживается конкретными заданиями и обязательствами:

· производственный потенциал,

· сельское хозяйство, продовольственная безопасность и развитие сельских районов,

· торговля,

· сырьевые товары,

· развитие человеческого потенциала и социальное развитие,

· многочисленные кризисы и другие назревающие проблемы,

· мобилизация финансовых ресурсов в целях развития и укрепление потенциала,

· ответственное управление на всех уровнях.[5]


 

Существует ряд институтов и организаций, которые вносят вклад в борьбу с неравномерным технологическим прогрессом в своих отраслях. Примером таких организаций могут служить Международный Союз электросвязи, Всемирная Организация интеллектуальной собственности, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и т.д. Однако, отдельным пунктом стоит отметить деятельностьКомиссии ООН по науке и технике.

Данный вспомогательный орган функционирует в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС ООН) и готовит доклады и проекты резолюций, которые касаются роли науки и техники в рамках достижения целей устойчивого развития.Например, резолюция №2017/22от 24.08.2017 озаглавленная «Наука, техникаи инновации в целях развития».[6] В данной резолюции, комиссия, в лице ЭКОСОС ООН призывает государства-члены ООН содействовать проведению прогресса, достигнутого в деле обеспечения увязки научно-технической и инновационной деятельности сдостижением целей в области устойчивого развития.


 



Заключение

 

Проблема содействия развивающимся странам в развитии технологий для достижения целей в области устойчивого развития является одной из самых актуальных проблем в мире. В ООН убеждены, что достижения равномерного научно-технического развития и помощь развивающимся странам в развитии технологий помогут приблизится к полноценной реализации не только цели устойчивого развития «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям», но и всех остальных целей, потому что все цели так или иначе связаны с технологическим развитием человечества. Развитые странымогут похвастаться тем, что некоторые цели устойчивого развития уже ими достигнуты. Однако сами цели и усилия ООН и всего международного сообщества не будут иметь смысл, если этих целей не достигнут все страны без исключения.

Третий президент США Томас Джефферсон говорил: «Равные права – всем, особые привилегии – никому». Однако, в реальности получается, что право на технологическое развитие – особая привилегия тех, кто может это оплатить. Разрыв в технологическом отношении ведет за собой и другие проблемы – неравенство конкуренции в международной торговле, зависимое положение развивающихся стран от развитых, отсутствие стимулов к развитию образовательной и социальной системы и т.д. Список может продолжаться, но ключевая мысль одна: чем больше будет технологический разрыв, тем больше проблем будут испытывать развитые страны. Рано или поздно масштабы этих проблем станут настолько большими, что они перестанут быть проблемами только развитых стран.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...