Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Индикатором инновационных качеств институтов общества служит состояние венчурного предпринимательства. Оно представляет собой поисковое и потому наиболее рисковое звено инновационной деятельности (от англ. venture - риск). Его первичной организационной структурой служит тандем: венчурный фонд—малая фирма. Их менеджеры и персонал должны обладать значительным инновационным потенциалом, который позволяет мобилизовать и интенсивно использовать венчурный капитал для апробации инновационных проектов без гарантии их успешности. Здесь выявляется коммерческая ценность и практическая осуществимость большинства инноваций. Это микроуровень инновационной структуры общества и своего рода пульс, который позволяет судить о возможностях национальной инновационной системы данной страны. Лидером в области венчурного финансирования являются США, где его принципы были заложены на рубеже 50-60-х годов XX века. В Европе этот вид предпринимательства стал быстро развиваться с начала 1980-х годов. В 1983 году возникла Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA); спустя два десятилетия она объединяла свыше 500 участников венчурного бизнеса более чем из 30 стран. С ее участием создана Европейская ассоциация биржевых дилеров, которая объединяет венчурных капиталистов, биржевых дилеров, банки и иные инвестиционные институты, а также открыта Европейская фондовая биржа для растущих молодых компаний. Основными источниками прямых инвестиций в Европейском союзе в 2000 году являлись пенсионные фонды (24% инвестиций), банки (22%), страховые компании (13%). Около 80% инвестиций было направлено в фирмы с численностью работающих не более 200 человек, причем 56% всех инвестиций поступило в фирмы, находящиеся на ранних стадиях своего развития, преимущественно в те, которые находятся на этапе расширения (37%). Все это помогает решать как проблемы занятости населения, так и развития инновационного предпринимательства в странах Европейского союза. В Европе динамично развивается культура венчурного предприни-мательства. Создаются сети коучинг-центров, которые осуществляют консультации и тренинги для специалистов венчурных фондов и инновационных компаний. Формируются новые команды венчурных менеджеров, объединяемые общими целями, ценностями, профессиональным подходом, методами управления. Этот вид деятельности, осуществляемой на микроуровне, служит предпосылкой национальных инновационных систем, повышает их эффективность. Как инновационное развитие любой страны в наше время невозможно без национальной инновационной системы, так и сама эта система невозможна без венчурного предпринимательства. Венчурное предпринимательство начало развиваться в России с 1994 года, преимущественно за счет средств иностранного капитала. К настоящему времени свое присутствие в России декларируют более 40 венчурных фондов с суммарными активами не менее 4,3 млрд долларов. Стали появляться и российские фонды, которые подготавливают условия для венчурной деятельности фондов. Но в целом в России их пока явно недостаточно для формирования слоя профессионалов с опытом удачных инвестиций, без чего трудно убедить потенциальных инвесторов вложить деньги в их бизнес. Это означает дефицит предложений венчурного капитала, которому на другом полюсе соответствует дефицит спроса со стороны российских предпринимателей на результаты деятельности отечественных венчурных фирм. В настоящее время в России риски предпринимательства, имеющего дело с базисными, радикальными инновациями, весьма разнообразны и значительно превышают его уверенные ожидания. Перспективы венчурного предпринимательства определяются прежде всего реальной инновационной политикой государства. От нее зависят и перспективы нашей национальной инновационной системы (НИС). Подытоживая опыт формирования НИС в странах с рыночной экономикой, а также советский опыт управления научно-техническим прогрессом, выделим три типа национальных инновационных систем: 1) рыночно-сетевая НИС - классическая рыночная, неиерархическая, в терминологии информационной эпохи - сетевая; 2) административно-командная НИС - классическая нерыночная, или этатистская, иерархическая, несовместимая с сетевыми рыночными отношениями; 3) смешанно-сетевая НИС - постклассическая рыночная, неиерархически-сетевая, основанная на партнерско-паритетном взаимодействии государства и частных структур в инновационных процессах. Можно выделить следующие базовые принципы построения эффективной НИС в России: 1) обеспечить не административно-командный, а смешанно-сетевой характер НИС; 2) законодательно закрепить достойную оценку интеллектуального потенциала работников научных и образовательных учреждений как предпосылку активного и глубокого их вовлечения в инновационные процессы; 3) интенсифицировать процесс создания российской НИС, включая региональные инновационные системы субъектов РФ, обеспечив выполнение сроков, предусмотренных документом «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 году и дальнейшую перспективу». Реализация этих принципов позволит российской инновационной системе активизировать и включить в себя множество людей и организаций, способных создавать и распространять инновации. В таком случае это будет действенный социально-экономический институт. На уровне фирм и предприятий работоспособность Национальной инвестиционной системы должна поддерживаться венчурным предпринимательством. ИННОВАТИКА – СТЕРЖЕНЬ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В России имеются как значительные ресурсы и возможности, так и серьезные ограничители инновационного развития. Одним из таких ограничителей является отсутствие в большинстве вузов направления (специальности) «Управление инновациями», равно как и учебных дисциплин в области инноваций для студентов, получающих образование в области экономики, техники, технологии и различных областях науки. Между тем в странах с экономикой, развивающейся по инновационному типу, готовятся тысячи таких специалистов. Более того, у нас широко распространена безграмотность в области инноватики - это относится не столько к исполнителям, сколько к руководителям многих уровней управленческой иерархии. При этом у нас имеются возможности массового обучения инновациям - как теоретического, так и практического. Все зависит от понимания актуальности данной проблемы руководителями сферы образования, от их воли быстро и твердо встать на путь ее решения, не ограничиваясь локальными ее вкраплениями в отдельные технические специальности. самоуправления знаниями выражает Это довольно ясный путь: инновационная направленность должна стать в нашей стране стержнем всех форм базового и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специалистов, т.е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование. Сама потребность в дополнительном образовании (повышение квалификации, второе образование и другие формы) выражает растущий уровень динамики трудовых процессов в основных секторах народного хозяйства, особенно индустриальном и информационном. Приобретенные знания и навыки устаревают менее чем за десять лет, в наиболее динамичных сегментах труда — за три-пять лет. Повышение уровня, модернизация профиля знаний становится все чаще повторяемым, в тенденции — непрерывным процессом для численно увеличивающихся категорий работников. Этот процесс массовогореальное становление общества, основанного на знаниях. Ориентация людей на дополнительное образование означает их готовность получить знания о меняющихся и новых объектах и методах своей трудовой деятельности, шире - об изменениях окружающего жизненного мира. Это готовность воспринимать инновации, осваивать их теоретически и практически. Такой готовности должно соответствовать все содержание дополнительного образования, способы его преподнесения и освоения, оно само должно становиться инновационным- Взрослым людям, уже имеющим высшее образование, нецелесообразно повторять базовые его компоненты. Зато требуется достаточно полно преподносить совокупность новых специальных знаний и основы инноватики как теории и методологии не только использования полученных знаний и навыков, но и самостоятельного, творческого их создания в своей трудовой деятельности, активного включения в инновационные процессы по месту работы — в фирмах, корпорациях, государственных и общественных организациях. Мы видим, что инноватика - наука о производстве и распространении практических новшеств— может и должна вносить растущий вклад как в базовое, так и в дополнительное образование, в становление общества, которое действительно основано на инновационных знаниях и навыках большинства занятого населения |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 157. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |