Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практическое занятие по теме 3 «Правовая и криминальная психология»
Тема для обсуждения: Психолого-криминалистический портрет и его составление. Время: 2 часа. Учебные вопросы: 1. Психологический портрет в правоохранительной деятельности. 2. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.
Задание на самоподготовку: 1. Изучить раздел «Правовая и криминальная психология»[12]. 2. Подготовить сообщения на темы: · Приемы составления психологического портрета. · Прием выявления в наблюдении криминально-значимых признаков. · Прием выявления и оценки психического состояния человека. · Прием психологического зондирования. 3. Записать в тетрадь перечень сопутствующих признаков, указывающих на принадлежность лица к преступной среде.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие характеристики составляют психологический портрет? В чем их особенности? 2. Какие приемы используются при составлении психологического портрета? 3. Каким правилам следуют при составлении психологического портрета? 4. В чем особенности речевого поведения представителя криминального мира? 5. Какова специфика невербального поведения представителя криминального мира? 6. Какова социально-психологическая роль уголовных татуировок? Методические рекомендации: При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на то, что действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы непосредственно не регламентируют деятельность по составлению психологических портретов и их использованию в правоохранительной деятельности. Однако, юридическая практика все больше и чаще стала пользоваться этим действием в трудных случаях раскрытия и расследования преступлений. За последние время был ряд случаев, когда с помощью психологического портрета удавалось раскрыть уголовные дела, получившие широкий резонанс. Психологический портрет и его использование не является доказательствами по делу, но может успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных. С его помощью можно уточнить, сузить круг подозреваемых, выдвинуть и осуществить проверку версий, которые возникают только при его использовании. Оправдывает себя использование психологического портрета и при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Конечно, это требует определенных психологических знаний, умений и навыков. Опытные сотрудники овладевают ими за долгие годы юридической практики. Но сегодня этими действиями необходимо владеть всем, усвоив знания и овладев приемами составления психологического портрета. Составление психологического портрета – не простой набор слов, содержащих психологические характеристики. Психологический портрет будет составлен профессионально, если сотрудник изначально ориентируется на то, чтобы придать ему определенные характеристики, свойства. Для этого существуют следующие правила: · Правило избирательности; · Правило достаточности; · Правило достоверности; · Правило истинности. После ознакомления с характеристикой приема составления психологического портрета с приданием ему определенных свойств, сохраняется вопрос: что конкретно надо изучать, чтобы это было и избирательно, и достаточно, и целостно? Прием структуризации психологического портрета задает алгоритм составления портрета: · Правило ориентации на общую структуру личности; · Правило юридически значимой типизации; · Правило индивидуализации; · Правило правовой компетентности и криминального опыта личности; · Правило ситуативной определенности психологии личности. Прием использования всех источников информации для составления психологического портрета предполагает ответ на существенный вопрос: откуда черпать информацию для составления психологического портрета? Этот прием реализуется следующими правилами: · Правило оценки по делам, поступкам и их результатам; · Правило учета мнений других о данном лице; · Правило изучения информации в процессе психологического наблюдения за человеком; · Правило биографическое; · Правило жизненной позиции; · Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку; · Прием рефлексии. Подготовка ко второму вопросу предполагает понимание значимости морфологических, функциональных и сопутствующих криминальных признаков личности. Морфологические признаки: особенности телосложения; строение лица, головы. Функциональные признаки - это вербальное поведение (высказывания), жаргон; невербальное поведение (движения и действия), знаки визуального тайного общения (язык жестов, поз, мимика, взгляд). Сопутствующие признаки представляют собой особенности одежды, обуви; татуировки, шрамы; одежда; растительные покровы на лице, голове. Выявление криминологически значимых признаков сотрудником правоохранительных органов позволяет своевременно пресекать преступные замыслы, недозволенные связи, имеет практическое значение в исследовании психологических и социальных характеристик конкретной личности.
Работа в аудитории. Упражнение 1 Задание: Необходимо составить свой психологический автопортрет на отдельном листе бумаги, после чего, ведущий занятие преподаватель, выбирает произвольно из общего числа «автопортретов» какой-то один, и зачитывает его вслух. Группа должна по тексту узнать автора. В процессе написания следует соблюдать следующее условие: в «автопортрете» необходимо использовать не менее 10 психологических признаков, которые определяют характер автора, его увлечения, особенности взаимоотношений с другими людьми, мировоззрение, идеалы, склонности и т.д. В процессе обсуждения «автопортрета» участники могут дополнить автопортрет или внести некоторые коррективы в характеристики, используя свои наблюдения.
Упражнение 2 Задание:
Составьте психологический портрет известного литературного (или кино-) героя с обязательным использованием всех необходимых для этого признаков. (15 минут). Желающие читают свой вариант психологического портрета, а группа должна назвать того, о ком идет речь.
Упражнение 3 Задание:
Составьте психологический портрет следователя по следующему тексту[13].
Когда я вошел в кабинет Снитковского, он быстро встал и, улыбаясь, подошел ко мне. -- Ну, здравствуйте, здравствуйте, молодой человек, - произнес он, пожимая мне руку. – Чай, осьмнадцать еще не стукнуло, а? -- Скоро стукнет, - сказал я, сразу проникаясь симпатией к этому приветливому, веселому человеку со смуглым, крепким лицом, освещенным сиянием больших темных глаз. -- Ну, ну, не беда, не смущайтесь. Молодость – это недостаток, который проходит с каждым часом. Давайте присаживайтесь вот здесь, в кресле, чувствуйте себя, как дома, и начнем знакомиться… А через час, очень незаметно для меня, с самым простодушным и веселым видом, Снитковский уже знал обо мне чуть ли не все, что можно было узнать. Только потом я оценил эту поразительную способность выяснять с необыкновенной быстротой все интересующие его вопросы, отнюдь при этом как бы и не расспрашивая, не прожигая собеседника проницательным взглядом, а как-то весело и непринужденно, даже не разговаривая, а болтая, смеясь и шутя и необыкновенно при этом к себе располагая. …. А через полгода я держал экзамен в аттестационной комиссии губсуда, и ее председатель Дегтярев, мрачный, бородатый, очень строгий старик, безжалостно «гонял» меня по всем главам и разделам уголовного, процессуального, трудового и гражданского кодексов, сердито что-то ворча себе под нос, выслушивал мои ответы и время от времени произносил: -- … Вот что, милок. На следователя мы тебя аттестуем, хоть ты и вовсе еще воробей-подлётыш… Запомни посему раз и навсегда для своей работы: спокойствие, прежде всего – это раз. Презумпцию невиновности надо не по учебнику вызубрить, а всем сердцем понять – это два. Допрашивая человека, всегда помни, что ты делаешь привычное и хорошо знакомое тебе дело, а он может запомнить этот допрос на всю жизнь – это три. Знай, что первая версия по делу еще не всегда самая верная – это четыре. А самое главное: допрашивая воров и убийц, насильников и мошенников, никогда не забывай, что они родились на свет такими же голенькими , как мы с тобой, и еще могут стать людьми не хуже нашего… А если когда-нибудь станет тебе скушно на нашей нелегкой работе или изверишься в людях вообще, - тикай[14], малец, тикай, ни дня не оставайся следователем и сразу подавай рапорт, что к дальнейшему прохождению следственной службы непригоден…
Литература: 1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жесты, жаргон). В 2 ч. – Домодедово, 2000. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2010. 3. Баринов В.А., Кудин В.А., Маюров Н.П. Правовое регулирование дисциплины и законности в органах внутренних дел: Сборник нормативно правовых актов с комментариями / Под общ.ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. 4. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2008. 5. Вакутин Ю.А. Словарь жаргонных слов и выражений. Татуировки. – Омск, 1979. 6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2009. 7. Корчмарюк В.А., Филимонцев Н.М. Психология управления: Учебник. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. 8. Общая психология и психология личности / Под.ред. А.А. Реана, М., 2009. 9. Организация психологической работы с резервом руководящих кадров ОВД: Учебно-методическое пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 10. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. 11. Проект ФЗ РФ (проект № 568897-5) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», внесен Президентом РФ в Государственную Думу РФ 24.06.2011 г. 12. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». 13. Приказ МВД РФ от 22.07.2011 г. № 870 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы МВД РФ». 14. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ.ред. В.Л. Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. 15. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Рук.авт. колл. В.Л. Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. 16. Петров В.Е., Филипенкова Н.Ю. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь, 1994. 18. Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. – М., 1995. 19. Снетков В.А. Использование признаков внешности в работе ОВД. – М., 1993. 20. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М.: ЮНИТИ, 2001. 21. ФЗ РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 22. 23. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. – Киев, 2001.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 480. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |