Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психолого-педагогической характеристики академической группы
Жизнедеятельность личности осуществляется в общности людей. Студенческая группа – это пример такой общности: малой группы, коллектива. Студенческий коллектив отличается от других видов групп следующими особенностями: · ведущий вид деятельности (обучение, которое направлено на получение высшего образования); · единство цели и мотивации (стремление членов коллектива получить специальность); · однородный возрастной состав группы; · ограничения периода существования группы (4-5 лет); · стабильность состава; · сравнительно высокий уровень самоуправления (староста группы, заместитель старосты, профгруппорг и др.); · строгая последовательность и планомерность учебной работы. Необходимо подчеркнуть, что студенческая группа – это не только среда совместного сосуществования, но и условие формирования личности студента. Отношения в группе реализуются, прежде всего, через общение, которое становится способом удовлетворения разнообразных потребностей человека: социальных, культурных, познавательных, эстетических, творческих, интеллектуальных и моральных. Составление психолого-педагогической характеристики академической группы дает возможность студентам на практике познакомиться с закономерностями внутригрупповой жизни, понять, как совершается становление и развитие коллектива и коллективистских отношений. При составлении характеристики необходимо изучить возрастной и социальный состав студентов, бытовые условия, определение степени их подготовки к освоению вузовской программы,продумать и провести наблюдение за учебной деятельностью студентов, установить типичные затруднения, с которыми сталкиваются студенты. Важно также получить и проанализировать информацию о коллективных настроениях, ценностях, статусных положениях студентов в группе. Особенности развития коллектива зависят от таких факторов, как действия органов самоуправления и актива.Поэтому при составлении психолого-педагогической характеристики следует обратить внимание на такие феномены, как статус в группе (актив, руководство и лидерство). Актив – это группа студентов, которая осознает требования руководителя, проявляет инициативу и организует целеустремленную деятельность. Члены органов самоуправления – студенты, которые выбраны путем демократических выборов и оказывают помощь педагогам выполнять руководящие функции, поддерживают связи с активом других коллективов. Большое влияние на внутреннюю жизнь коллектива оказывают неформальные лидеры. Лидер – это член коллектива, который в нестандартных ситуациях способен влиять на поведение членов коллектива, проявляет инициативу и может организовать целенаправленную деятельность по решению задач, поставленных перед студентами группы. Еще одной стороной внутриколлективных процессов является интеграция, создание внутреннего единства, сплоченности в группе. Одна из задач этого вида деятельности (составления характеристики на группу) направлена на то, чтобы отработать на практике умения и навыки в применении приемов, способов, методов изучения психолого-педагогических аспектов группы. Основными методом исследования коллектива является наблюдение за группой в разных ситуациях, при этом чем ситуация сложнее, тем больше полезной и интересной информации можно собрать. Кроме метода наблюдения для сбора информации студенты могут использовать такие методы, как беседа, изучение документации, анкетирование и экспертная оценка.
Примерные вопросы анкеты
1. В группе я чаще всего выступаю в роли (выберите один или несколько вариантов ответа): Ø лидер и организатор; Ø активный участник того, что происходит; Ø надежный исполнитель; Ø делаю немного, однако болею за то, что происходит в моей группе; Ø восторженный зритель; Ø посторонний наблюдатель.
2. Мои отношения с одногруппниками: Ø в основном теплые и близкие; Ø нейтральные; Ø больше холодные, чем теплые; Ø чаще холодные, конфликтные (проблемные).
Примерная схема Психолого-педагогической характеристики академической группы
1. Общие сведения: - количество студентов; - их половой и возрастной состав; - с какого времени существует данная учебная группа; - имеются ли новички.
2. Структура коллектива: - официальная структура (распределение обязанностей между членами коллектива; система подчинения); неофициальная структура, наличие формальных и неформальных лидеров; - направленность коллектива, коллективные дела и их выполнение; - от кого исходит инициатива при определении содержания работы и способов деятельности коллектива; - степень ответственности членов коллектива за порученное дело; - сплоченность коллектива.
3. Развитие коллектива: - наличие критики и самокритики, отношение к ним студентов; - конфликты в группе и их частота, способы разрешения конфликтов.
4. Педагогическое воздействие на коллектив группы: - участие куратора и других преподавателей в руководстве группой, их взаимоотношения со студентами; - авторитетность руководства, стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный).
5. Выводы и задачи, направленные на улучшение жизни и работы группы. План воспитательной работы в группе (на месяц).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |