Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Вопросы для общего обсуждения 1. Содержание естественно-научной революции XVII в. и ее влияние на философию Нового времени. 2. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм. 3. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм. 4. Политическая философия Нового времени.
Темы сообщений 1. «Идолы» познания Фрэнсиса Бэкона. 2. Интеллектуальная интуиция Рене Декарта. 3. Бенедикт Спиноза: «Свобода есть познанная необходимость». 4. Основы теории либеральной демократии в учении Джона Локка. 5. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества.
Методические рекомендации В первом вопросе обратите особое внимание на становление экспериментально-математического естествознания XVII –XVIII вв., приведите примеры наиболее значительных открытий в этой области. На основании анализа этого «парада открытий» сделайте вывод об изменении стиля мышления и характера философствования этой эпохи. Анализируя второй вопрос, раскройте суть каждого из указанных направлений, обратившись к творчеству их виднейших представителей. В рационалистическом учении Р. Декарта выделите обоснование им рационально-дедуктивного метода познания. При анализе эмпиризма Ф. Бэкона обратите особое внимание на проведенную им критическую работу по реформированию науки и разработку опытно-индуктивного метода познания. Излагая основные положения сенсуалистической теории познания Т. Гоббса, объясните смысл его понимания мышления как «сложения» и «вычитания» знаков. В сенсуализме Дж. Локка заострите внимание на его понимании души человека как «чистой доски». Приведите аргументы Дж. Беркли и Д. Юма о невозможности объективного познания мира. Раскрывая третий вопрос, обратитесь к анализу монистического учения Б. Спинозы, дуалистическому пониманию субстанции Р. Декарта и плюралистической теории монад Г.В. Лейбница. В четвертом вопросе коснитесь фундаментальных концепций естественного права и общественного договора, разработанных Т. Гоббсом и Д. Локком.
Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем Ф. Бэкон видел цель научного познания? 2. Как проявился переход многих философов Нового времени на позиции пантеизма и деизма во взаимоотношениях с религией? 3. Какое значение придавал Р. Декарт принципу сомнения? 4. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах? 5. Как понять утверждение субъективных идеалистов о том, что в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений? 6. В чем смысл высказывания Дж. Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым»? 7. Что является причиной и взаимосвязью двух субстанций в учении Р. Декарта? 8. Каковы особенности понимания Бога в философии Б. Спинозы? 9. Какова иерархия монад в онтологии Г.В. Лейбница? 10. В чем заключается социально-философский смысл высказывания Т. Гоббса «Человек человеку – волк»?
Список рекомендуемой литературы 1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с. 2. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с. 3. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с. 4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с. 5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с. 6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с. 7. Алексеев П.В. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.-344с. 8. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М., 1985. 9. Кузнецов, В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. – М., 1986. 10. Лазарев, А.В. Становление философского сознания Нового времени / А.В. Лазарев. – М., 1987. 11. Шашкевич, П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П.Ф. Шашкевич. – М., 1976.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |