Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная политика государства




Социальная политика —система проводимых (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. В качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие:

· образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

· Конституция Российской Федерации,

· Семейный кодекс Российской Федерации,

· Гражданский кодекс Российской Федерации,

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу

. Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе. Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе и тд.

Международный кредит

Международный кредит дает возможность торговать во времени. Если страна-кредитор предоставляет ссуду, то она продает нынешнее потребление за потребление в будущем. Страна-заемщик, беря ссуду, получает возможность потратить сегодня больше, чем заработано, в обмен на обязательство выплатить компенсацию в будущем за сегодняшнее потребление. Какие страны берут ссуды, а какие их предоставляют, определяется производственными возможностями. Страны, которые имеют хорошие текущие инвестиционные возможности, берут ссуды у других стран, которые таких относительных инвестиционных возможностей не имеют, но получают большие текущие доходы.

Страны, которые имеют относительно большие финансовые ресурсы в сравнении с возможностью их прибыльного приложения внутри страны, могут увеличить свой национальный доход за счет предоставления кредита странам, в которых большая норма дохода на капитал (процент, дивиденд). Страна-импортер капитала получает возможность увеличить свой национальный доход за счет зарубежных инвестиций, полученных на более выгодных, в сравнении с внутренними, условиях кредитования. В целом с помощью международного кредита происходит максимизация мирового продукта за счет общего прироста мирового производства.

Значение международного кредита именно и заключается в том, что благодаря кредиту происходит перераспределение капиталов между странами в соответствии с потребностями и возможностями более прибыльного его приложения. Каждая страна является импортером и экспортером капитала. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Эффективность кредита достигается при условии:

· свободного перемещения капитала;

· стабильности и предсказуемости развития мировой экономики;

· выполнение заемщиками своих обязательств, полной оплаты своих долгов.

Особенностью современного международного кредита является мировой кризис задолженности, суть которого заключается в отказе от платежей по долгу суверенным должникам по ряду причин. Основная часть задолженности приходится на страны, которые развиваются.

 

Миграция капитала

Международная миграция капитала (ММК) — процесс встречного движения капитала между странами, его ввоз и вывоз с целью получения дохода в виде прибыли и использование его как фактора экономического роста. Такая возможность формируется тем, что страны вошли в мировое хозяйство и связаны друг с другом различными формами сотрудничества. ММК: 1. экспорт 2. импорт

Причины экспорта капитала:

1. правомерность накопления капитала в различных странах и появление относительного избытка капитала на некоторых национальных рынках;

2. невозможность эффективного вложения капитала или вложение его по высокой норме прибыли;

3. наличие таможенных барьеров, которые препятствуют импорту товара и подталкивают к необходимости через вывоз капитала проникать на отдельные товарные рынки;

4. приближение производителей к источникам сырья.

 

Причины импорта капитала:

1. ввоз капитала из-за рубежа открывает возможности для развития новых производств, модернизации и расширения производства продукции, которая имеет значительный спрос;

2. внедрение в достижения научно-технического прогресса;

3. расширение или увеличение количества рабочих мест;

Вывоз капитала:

1. замедляет экономическое развитие;

2. является эффективным средством внешнеторговой экспансии предприятий национальной экономики.

Международная миграция капитала может быть двух видов: с перемещением собственника вместе с капиталом в другую страну; без перемещения собственника капитала.

Миграция капитала вместе с собственником значительно ускоряет экономический рост в стране его приложения, так как получаемая на капитал прибыль, как правило, остается в стране и используется для дальнейшего накопления.

В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она стала одной из сфер государственного регулирования. Валютные ограничения, например, существенно сдерживали международную миграцию капитала. Ряд стран, в частности Япония, в течение длительного времени сдерживали приток иностранного капитала в экономику своей страны.

 

Миграция трудовых ресурсов

--пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Так же как и миграция населения в целом, классифицируется на возвратную и безвозвратную, сезонную, маятниковую, эпизодическую, внешнюю и внутреннюю.

В зависимости от административно-правового регулирования миграция трудовых ресурсов может быть добровольной или вынужденной, регулируемой или нерегулируемой.

По способу реализации миграция трудовых ресурсов делится на индивидуальную (самостоятельную), осуществляемую силами и средствами самих мигрантов, и организованную, осуществляемую с помощью государственных или общественных органов, предприятий.

Миграцию трудовых ресурсов характеризуют следующие показатели:

· число прибытий и выбытий в данной административно-территориальной единице;

· сальдо миграции (чистая миграция) - разность между числом прибытий и выбытий;

· валовая миграция (брутто-миграция) - сумма числа прибытий и выбытий;

· миграционный поток - совокупность мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия;

· миграционная когорта - совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции.

Миграция трудовых ресурсов выполняет разнообразные функции:

1. социальную, обусловленную стремлением благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить потребности мигранта в получении образования, росте профессиональной подготовки, повышении доходов, улучшении жилищных условий;

2. экономическую, связанную с обеспечением определенного уровня подвижности трудовых ресурсов, их территориальным перераспределением и обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в те районы, в которых существует недостаток рабочей силы. Тем самым миграция способствует более полному использованию рабочей силы, структурным сдвигам в экономике, росту производительности труда.

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

· природно-климатические, связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат, ландшафт, изменения в экологической системе;

· демографические, обусловленные территориальными различиями в структуре населения по полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

· этнические, связанные с влиянием национальных традиций, обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

· социально-экономические, связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов, инвестициями и др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностью трудоустройства, содержанием и характером труда, размером заработной платы, перспективами получения образования, жилья, создания семьи и т.д.

Сложность и противоречивость миграции трудовых ресурсов вызывает необходимость регулирования этого процесса, проведения миграционной политики, под которой понимаются специальные меры, ограничивающие или, наоборот, стимулирующие миграцию.

Различают прямые и косвенные методы регулирования миграции трудовых ресурсов. Прямые методы включают субсидирование расходов на перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией; косвенные - строительство промышленных предприятий, развитие инфраструктуры в районах массового оттока и т.д.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...