Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БЫЛИНКА И СОЛНЦЕ (Ф. Кривин)




Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то Былинку. Да и хороша пара — Былинка и ...Солнце! Но Былин­ка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тяну­лась, тянулась и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация. Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку? Вот что делают с нами надежда и высокие чувства.

ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ (Ф. Кривин)

Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кух­не, появляется в комнате, на столе все приходит в движение. Ве­село звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно сни­мает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть пре­зрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          149


ПЕНЬ (Ф. Кривин)

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

— Не все сразу, не все сразу, — недовольно скрипел Пень. — Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ — шагу без меня ступить не могут.

* * *

С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился. Все выше, дале вьется он И вот ушел за небосклон. Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли Я, царь земли, прирос к земли!..

(Ф.Тютчев)

Волны и люди Волны катятся одна за другой С плеском и шумом глухим; Люди проходят ничтожной толпой Также один за другим. Волнам их воля и холод дороже Знойных полудня лучей; Люди хотят иметь души ... и что же? Души в них волн холодней!

(М. Лермонтов)

4. Составьте характеристику специфических особенностей об­щения младшего школьника, используя рекомендуемую литера­туру [1, 5] и результаты проведенного вами исследования по пред­лагаемой методике.

МЕТОДИКАИЗУЧЕНИЯОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАКХАРАКТЕРИСТИКИЛИЧНОСТИ

Вводные замечания. Трудности общения ребенка со сверстни­ками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его лич­ностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дез­адаптации и тревожности.   Поскольку общительность в младшем


150




Глава IV. Психологиямладшегошкольника


школьном возрасте только складывается, непосредственная по­мощь в ее становлении со стороны учителя является крайне необ­ходимой. Диагностика общительности в большинстве методик ос­нована на самооценке испытуемого, что в наименьшей степени является адекватным возрастным особенностям младшего школь­ника. Здесь наиболее подходит метод наблюдения, который может охватить широкий диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам.


Процедуранаблюдения

Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам:

• Потребностьвобщении.

• Контактность.

• Способностьпониматьдругогочеловека.

• Способностьксочувствию,сопереживанию.

• Умениепользоватьсясредствамиобщения.

В процессе наблюдения следует подбирать ситуации, соответ­ствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед с детьми.

Промежуточные результаты наблюдения нужно тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные резуль­таты.

Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1—20) следует фиксировать крестиком в соответствии со степе­нью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается семью баллами, низшая — одним баллом.

Схема наблюдения

 

№ п/п Показатели Баллы 7 6 5 4 3 2 1 Показатели
1 2. 3 4
1 Имеет много друзей   Непопулярен
2 Отсутствуют недоброжелатели, недруги   Многие его недолюбливают
3 Любит быть на людях, ищет новых друзей   Замкнут, общается с узким кругом друзей


План-заданиедлясамостоятельнойработы


151


 

 

1 2 3 4
4 Не боится выступать перед людьми вновой обстановке   Робкий, застенчивый
5 Открытый   Скрытный

7

Отзывчивый   Черствый
Ориентируется преимущественно на собственное мнение   Озабочен мнением окружающих о себе
8 Дает или дарит свои вещи сверстникам   Никогда ничего не дает сверстникам
9 Радуется хорошей отметке сверстника   Равнодушен к отметкам сверстника
10 Выполняет работу за других (опоздавших, больных...)   Никогда не делает работу за других
11 Часто говорит «спасибо»   Никогда не благодарит за услугу
12 Делится с другими своими переживаниями   Никогда не делится своими переживаниями
13 Умеет по лицу распознавать плохое настроение   Не умеет распознавать плохое настроение
14 Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает   Всегда перебивает товарищей, не слушает собеседника
15 Хорошо определяет по лицу состояние безразличия   Не может определить по лицу состояние безразличия
16 Хорошо различает позы враждебности   Не способен определить позу враждебности
17 Понимает позу превосходства   Не способен понимать позу превосходства
18 Свободно общается со взрослыми   Стесняется общаться со взрослыми
19 Уходя, всегда прощается   Никогда не прощается
20 Хорошо владеет собой, может сдерживать проявление чувств   Несдержан, не способен владеть своими чувствами




152



Глава IV. Психологиямладшегошкольника



Обработка результатов

Вычислите общую сумму баллов по всем двадцати показате­лям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наи­меньшая - 20.

Сумма баллов по показателям 1,2,4,18 покажет степень кон­тактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3,5,7,12 характе­ризует степень выраженности потребности в общении, по показа­телям 6,8,9,10 — эмпатии, по показателям 13,15,16,17 - понима­ние другого человека, а показатели 11,14,19,20 — степень владе­ния элементарными средствами общения. По каждому из показа­телей 1—5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.

5. Используя рисуночный тест для определения эмоциональ­ного состояния ребенка в системе межличностных отношений, по результатам исследования сделайте краткие выводы и предложите собственные психолого-педагогические рекомендации по оказа­н и ю необходимой психологической поддержки нуждающимся в ней детям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...