Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА: Физическое моделирование и описание природных явлений и фундаментальных взаимодействий ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Классические способы описания взаимодействий 2. Трансформация представлений о материи, времени и пространстве. 3. Эволюция представлений вещества и поля. 4. Современные представления о формировании солнечной системы. 5. Модель Большого Взрыва. 6. Атомная и термоядерная энергетика. 7. Современные научные представления о планете Земля. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО доклада: 1. Предмет и методы физики. 2. Динамические и статистические закономерности в природе 3. Физическая модель Земли. 4. Земля и космос: обмен энергией и веществом. 5. Законы сохранения в физике. 6. Качественные особенности энерго- и теплообмена в равновесных и неравновесных термодинамических системах. 7. Проблема "вечных двигателей". 8. Электромагнитные взаимодействия: передача энергии и информации. 9. Квантовая физика и ее практические приложения. 10. Планеты и современные научные представления о Земле. 11. Космические объекты и методы их исследования. 12. Возникновение и эволюция звезд и звездных систем. 13. Макроскопическая квантовая физика и ее практические приложения. 14. Способы и объемы производства и потребления энергии современной цивилизацией. 15. «Стандартная модель» и проблема гравитации. 16. Роль темной материи и темной энергии в динамике вселенной. На выбор будет заслушано 3-5 докладов студентов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Космическая метрология (согласно методическим указаниям). Контрольные вопросы 1. Для каких расстояний (т. е. до каких космических объектов) рационально использовать а. е.? парсек? 2. Чему равно расстояние до ближайшей к Солнцу звезды – Проксимы Центавра, если ее параллакс составляет 0,75"? 3. Каково соотношение между 1 пс и 1 св. годом?
ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Киттель Ч. и др. Механика / Пер. с англ. М.: Наука, Физматгиз, 1971. С. 344-350, 381- 383. 4. Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие / В.И. Стражев. -Минск: РИВШ, 2006. - 160 с. - (Серия «Концепция современного естествознания»). Дополнительные учебные пособия: 5. Хоффман, Р. Такой одинаковый и разный мир / Р. Хоффман. М.: Мир, 2001. 294 с. 6. Гинзбург В. А. Как устроена Вселенная и как она развивается во времени. М.: Знание, 1968 (сер. «Физика, астрономия», № 7). С. 28-36. 7. Новиков И. Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988. С. 28-34, 169-175. ЗАНЯТИЕ № 6 по дисциплине «Основы современного естествознания»
ТЕМА: Химия в контексте устойчивого развития общества
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира. 2. Основные понятия и законы химии. 3. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии: атом, химический элемент, ион, молекула, химическое вещество. 4. Периодический закон и его значение для современной науки. 5. Химические вещества: простые и сложные, органические и неорганические. Смеси. 6. Нефть и природный газ как источники органических веществ. 7. Классификация и основные химические свойства неорганических и органических соединений. 8. Качественный и количественный анализ. Понятие о ПДК. 9. Экспресс-методы анализа, их роль в современной медицине и технологии. Химико-аналитический контроль и диагностика состояния окружающей среды. 10. Скорость реакции. Понятие о химическом равновесии. Катализ и катализаторы.
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ: 1.«Хороший» и «плохой» холестерин: что это такое? 2. Биогенные элементы. 3. Наноматериалы в медицине. 4. Радиоактивные соединения: что о них должен знать каждый. 5. Вода и ее роль на Земле. 6. Пищевые добавки: что скрывается под индексом «Е». 7. Химический состав атмосферы. Смог. 8. Химия и проблемы устойчивого развития. 9. Использование химических процессов в технике. 10. Техника безопасности при обращении с химическими продуктами и веществами в повседневной жизни. 11. Роль химии в решении энергетических проблем. 12. Проблема комплексной переработки минерального сырья (на примере конкрет. месторождения). 13. Химия и здоровье человека. 14. Современные средства бытовой химии. 15. Композиты и их роль в современной технике. 16. Утратила ли актуальность «нитратная проблема»? 17. Химия и музыка: что их объединяет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Клеточные автоматы (согласно методическим указаниям). 1. Почему для изображения элементов клеточных автоматов не используют правильные пятиугольники, семиугольники и т. д.? 2. Можно ли считать игру «Жизнь», изучаемую в практической работе по моделированию филогенеза, частным случаем клеточного автомата? Ответ обоснуйте.
ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Уолфрем С. Программное обеспечение научных исследований // В мире науки. 1984. № 11. С. 98-110. 4. Курдюмов С. П. и др. Синергетика – новые направления. М.: Знание, 1989 (сер. «Математика, кибернетика», № 11). 48 с. 5. Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. - М: ИКЦ «Март», 2003.- 464 с. 6. Мычко Д. И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации. Мн.: РИВШ, 2006. - 28 с. - (Серия «Концепции современного естествознания»).
ЗАНЯТИЕ № 7 по дисциплине «Основы современного естествознания»
ТЕМА: Социальное измерение современного естествознания
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Научное знание: аберрации общественного сознания 2. Явление искаженного отражения в общественном сознании 3. Феномен антинауки в современной культуре 4. Популяризация науки и научное просвещение 5. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности 6. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ: 1. Понятие о технонауке. 2. Статус средств массовой информации в актуализации научного знания 3. Социокультурная обусловленность естествознания 4. Особенности взаимоотношений человечества и природы 5. Наука и мистицизм. Футуристические прогнозы 6. Ресурсы биосферы и демографические проблемы 7. Человек как единство биологического, социального и духовного
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Симметрия формы объектов(согласно методическим указаниям). 1. Имеется ли взаимосвязь между элементами и операциями симметрии или они независимы друг от друга? Ответ обоснуйте. 2. Как можно заранее установить число всех возможных комбинаций множественной диссимметрии?
ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - 6-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 488 с. 4. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии/ Пер. с англ. Вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1981.-230 с. 5. Сухотин А. К. Парадоксы науки. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 240 с. Дополнительные учебные пособия: 6. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с. 7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.ЮНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003. – 592с. 8. Человек и среда его обитания: Хрестоматия / Под ред.Г.В. Лисичкина и Н.Н. Чернова. - М: Мир, 2003. - 460 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 170. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |