Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА: Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познанияСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЗАНЯТИЕ № 1 по дисциплине «Основы современного естествознания»
ТЕМА: Введение в современное естествознание. История естествознания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Естествознание как наука. Цели и задачи естествознания. Аспекты развития естествознания. 2. Основные понятия и определения, научные методы познания, история естествознания и его роль в системе культуры. 3. Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение и т.д.). 4. Общенаучные методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация и т.д.). 5. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания.
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ: 1. Естественнонаучные знания в Древнем Египте, Месопотамии, Китае и Индии. 2. Естественнонаучные знания и представления о природе в античной Греции. 3. Роль Архимеда в истории естествознания. 4. Аристотель - отец естествознания. 5. Естественнонаучные знания в Древнем Риме. 6. Естествознание в эпоху феодализма (V-XV век.). Господство религиозного мировоззрения. Фома Аквинский. 7. Роджер Бекон и его взгляды на познание мира и роль науки. 8. Особенности естествознания в средневековой России. Проникновение естественнонаучных знаний из стран Европы и Востока. 9. Первые русские путешественники. Открытие и изучение Сибири и Севера. 10. Естествознание в эпоху. Возрождения. Николай Коперник и его взгляды на мир. 11. Эпоха Возрождения в Италии. Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. 12. Испано-португальские мореплаватели и крупнейшие географические открытия. 13. Френсис Бекон - мыслитель нового времени. 14. Рене Декарт -архитектор интеллектуальной революции XVIII в. 15. Французские естествоиспытатели XVIII в (Вольтер, Руссо, Бюффон). 16. Вклад открытий И. Ньютона в естествознание. 17. Естествознание в России XVIII в. М.В. Ломоносов и его роль в развитии науки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Применение математики в социометрии (согласно методическим указаниям). 1. Чему должны быть равны суммы по строкам социометрической таблицы? 2. Чему равна сумма значений всех трех социометрических индексов? 3. Как можно интерпретировать заметные различия в индексе нейтральности у исследуемых групп? 4. Можно ли ожидать изменения результатов социометрии по мере обучения студентов в вузе (например, при переходе группы с курса на курс)?
ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой, − М.: МГУ, 1972. − С. 143-173. Дополнительные учебные пособия: 1. Методы социальной психологии/ Под ред. Е. С. Кузьмина. − Л.: ЛГУ, 1977. − С. 61-132. 2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.ЮНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003.- 592с. ЗАНЯТИЕ № 2
по дисциплине «Основы современного естествознания»
ТЕМА: Наука как форма знания. Научно-техническая революция.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Основные понятия и определения науки. Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, обезличенность, систематичность и т.д. 2. Понятия «научная программа», «научная картина мира» и «научная парадигма». 3. Функции науки: отрасль культуры, способ познания мира, институт. 4. Классификация естественных наук. Противоречия современной науки. 5. Определение научно-технической революции (HTP). Характерные черты HTP. 6. Взаимосвязь естествознания с HTP. Значение науки в эпоху НТР. 7. Связь науки и техники в современном мире. Воздействие НТР на мировоззрение людей. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ: 1. Роль письменности в распространении и сохранении научных знаний. 2. Научные знания, как условия общественного прогресса. 3. Роль естествознания в формировании научного мировоззрения. 4. Естествознание - совокупность наук о природе. 5. Первые европейские университеты как просветительские и научные центры. 6. Факторы, определяющие развитие науки. 7. Возможность истинного познания действительности в трудах мыслителей древней Греции. 8. Натурфилософия И.Канта. 9. Основные открытия в естествознании XVIII - первой половины XIX вв. 10. Естествознание в первой половине XIX в. Естественнонаучные взгляды В.Гете, Ж.-Б.Ламарка, А.Гумбольдта. 11. Естествознание во второй половине XIX в. Естествоиспытатели -предшественники Ч.Дарвина. 12. Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина. Доказательства и движущие силы эволюции. 13. Борьба за существование, естественный и искусственный отбор по Ч.Дарвину. 14. Микробиологические исследования и открытия во второй половине XIX в. (Р.Кох, Л. Пастер, Д.И.Ивановский). 15. Основные открытия второй половины XIX в. в области физики, химии, геологии географии. 16. Естествознание XX в. Новые методы и средства исследования. 17. Взаимодействие, дифференциация и интеграция наук. Возникновение новых направлений в естествознании XX в. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Искажение восприятия действительности (согласно методическим указаниям). 1. В чем заключается аллегория «Театр теней»? 2. Какие оптические искажения глаза, кроме рассмотренных, возможны и как они корректируются? 3. Почему «книга» и «куб» названы «колеблющимися»? 4. Пользуясь литературой из списка, придумайте новые иллюзии в соответствии с изложенными принципами (задание на дом). ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1989. С. 165-179. Дополнительные учебные пособия: 4. Воронин Л. Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1977. С. 136-146.
ЗАНЯТИЕ № 3
по дисциплине «Основы современного естествознания» ТЕМА: Человек, как предмет естественнонаучного познания. Биоэтика и поведение человека.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО доклада: 1. Воздействие гормоноподобных веществ на животных и человека. 2. Биологические ритмы и их характеристика. 3. Хронобиология и хрономедицина. Десинхроноз. 4. Проблема биологического и социального в человеке. 5. Значение знаний о природе в жизни человека и общества. 6. Особенности мировосприятия и миропонимания в период становления человечества. 7. Борьба за существование, естественный и искусственный отбор по Ч.Дарвину. 8. Эволюционная палеонтология (палеонтологические ряды, В.О.Ковалевский), эволюционная эмбриология (А.О.Ковалевский, И.И. Мечников) и родословное древо (Э.Геккель). На выбор будет заслушано 3-5 докладов студентов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Ритмическая организация материи. Биологические ритмы (согласно методическим указаниям). Контрольные вопросы 1. Могут ли биоритмы изменяться в зависимости от времени суток или в разное время года? 2. Следует ли ожидать изменения результатов, полученных в работе, если студенту сообщать данные после каждого измерения? ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Г. Н. Утесов «Биоритмы на каждый день», М. – 1997. – 269 с. Дополнительные учебные пособия: 4. Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1993. С. 195–263. 5. Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм. М.: Знание, 1985. С. 73-101. 6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.ЮНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003.- 592с. 7. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.- М. «Владос», 2002. - 512с. 8. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998.-383с. 9. Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. М.: Академия, 2003. -608с. 10. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания». М., «Высшая школа», 2000. - 334с.
ЗАНЯТИЕ № 4
по дисциплине «Основы современного естествознания» ТЕМА: Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания
ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
5. Структурные уровни живой природы. 6. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО доклада: 1. Структурные уровни организации материи в мегамире. 2. Теории происхождения жизни. 3. Развитие жизни на Земле (начальный этап). 4. Сущность живого, его основные признаки. 5. Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни. 6. Роль молекулы ДНК в передаче наследственности. Структура и функции генов. Значение генетики для практики. 7. Полицентрическая концепция жизни. 8. Микробиологические исследования и открытия во второй половине XIX в. (Р.Кох, Л. Пастер, Д.И.Ивановский). На выбор будет заслушано 3-5 докладов студентов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Имитационное моделирование филогенеза(согласно методическим указаниям). Контрольные вопросы 1. Какие примеры эволюции биологических видов можно привести в качестве аналогий для основных исходов клеточных конфигураций? 2. Возможна ли игровая ситуация, когда исходная целостная конфигурация клеток в процессе эволюции разделится на разрозненные фрагменты, каждый из которых будет развиваться самостоятельно? 3. Придумайте модификацию игры, в которой бы реализовывалось участие в эволюции мутаций (задание на дом). ЛИТЕРАТУРА: Основные учебные пособия: 1. Лекционный материал. 2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с. 3. Эткинс П.У. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987. – 223с. 4. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, Физматгиз, 1979.- С.52-56. Дополнительные учебные пособия: 5. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с. 6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИКС 21 век, – 2003. – 592с. 7. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.- М. «Владос», 2002. – 512с.
ЗАНЯТИЕ № 5
по дисциплине «Основы современного естествознания» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |