Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основой инструментарий технологии РПП
Метод «Личного архива» С первого занятия у подростка есть папка-«архив», в которой хранятся все записи, выполненные импо программе дома или в школе. Доступ к «архиву» для посторонних закрыт (ЦукерманГ.А., Мастеров Б.М., 1995).По выбору подростка папка может храниться как дома, так и в кабинете психолога. Подросток знакомит ведущего с материалами «архива» только по собственному желанию. Данный метод способствует установлению доверительного контакта между психологом и подростком.
Дневник значимых переживаний Дневник хранится в «личном архиве» подростка и служит для ежедневной рефлексии своего состояния в определенных сферах жизнедеятельности. Дневник обеспечивает одновременно как срочную диагностику значимых переживаний подростка и степени их конструктивности, так и возможность самокоррекции подростком своего эмоционального состояния. Инструкция к заполнению дневника значимых переживаний: «Пожалуйста, оцените сегодняшний день по 5-ти бальной шкале по следующим критериям. 1. Доволен отношениями со сверстниками - …балл. 2. Доволен отношениями с членами семьи - …балл. 3. Доволен отношениями с учителями -… балл. 4. Доволен отношениями с самим собой - … балл. В случае снижения балла объясните причину». На первых этапах работы с Дневником многие подростки продолжают избегать «больных» тем, прячась за описанием мелких проблем, или ограничиваются выставлением баллов. Однако, по мере «погружения» в Программу, количество подростков «прорабатывающих» свои переживания возрастает. Вот пример записей из Дневника Насти Р. (13 л.). «23. 10. Сверстники - 4; семья - 3 (мне было грустно и одиноко по поводу того, что я одна); учителя - 4-5; собой - 5 (но это только с натяжкой)». «20.12. Сверстники - 3 (ты всегда останешься тупицей); семья - 4 (можно и получше, и зачем они напомнили мне об этой мамулечке?); учителя - 4; собой - 4». «12.02.Сверстники - 4; семья - 4; «другие» - … В конце концовя ей настроение не портила. Это она первая начала. Она хлопнула дверью перед моим носом... Ладно, я была занудой, да, ей не хотелось меня слушать. Да, я мешаю всем! Я прихожу не вовремя, говорю не то, что надо бы сказать, да! Но что ж мне теперь делать? Я, конечно, могу провалиться, убраться к черту. Им может быть станет от этого легче, всем. Но что же делать мне?! Да, я виновата во всем, ну а кто еще?! P.S. Да пусть виновата я. Не надо было подходить. Но мириться к ней не пойду. Вот не пойду и все. Когда уж будет совсем плохо, тогда видно будет…». Отметим, что активнее начинает работать со своим Дневником тот подросток, который решился первый раз (сначала, ради любопытства) оставить его психологу для ознакомления. Появление конкретного адресата, пользующегося доверием, качественно изменяет характер записей в Дневнике. . Важным отличием метода Дневника значимых переживаний от «стихийного» дневника подростка является возможность целенаправленной актуализации значимых переживаний и их коррекции при поддержке психолога. Если подросток доверил свой дневник значимых переживаний психологу для ознакомления, значит, он включил взрослого в состав своей ГПП. С этого момента психолог имеет право на применениеметода корректировки записей.
Метод корректировки записей Психолог комментирует при необходимости записи подростка в дневнике, отвечает на его вопросы, поддерживает его, хвалит и т.д. Письменный диалогобъединяет в себе возможности анализа ситуации с разных сторон и точек зрения. Метод имеет потенциал заочного психологического воздействия (Загайнов Р.М., 1992). Подросток может перечитывать записи психолога, даже если не имеет возможности срочно его увидеть. Вот пример применения метода. Запись в дневнике переживаний Юли С. (8 кл.): «Самая актуальная проблема для меня в последнее время,…наверное, я не могу найти что-то, точнее я стараюсь найти ту личность, которой я должна стать. Вы – единственная кто об этом узнает. Если я не найду того, что ищу, я не знаю как я буду вообще существовать. Много времени я об этом думаю, но я и делаю тоже. Я стараюсь найти свои недостатки и их исправить, потому что я не прощу себе, если этого не достигну. Ни души об этом не знает». Запись психолога рядом: «Спасибо за доверие! Тебе обязательно удастся найти себя. Я в тебя верю». После этой записи Юля предложила дополнить алгоритм заполнения Дневника параметрами «мое состояние утром - мое состояние вечером», «плотно» прорабатывая свой день и свою продуктивность.
Методика «Личный коэффициент преодоления» Методика апробирована в психологии спорта высших достижений (Р.М. Загайнов, 1992). Проводится на одном из первых занятий и формирует установку на возможность самоизменения, и саморазвития. Это и способ диагностики предпочитаемых подростком путей преодоления «внешних» объективных и «внутренних» препятствий. Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Расположив на двух полюсах качества, помогающие в жизни и деятельности и препятствующие их осуществлению, оценив их «вес» в %, подросток получает возможность составления программы личностного роста. Ему необходимо наметить желаемые изменения в отношении обеих групп качеств и отобразить их в %. Средства достижения этой программы подросток планирует сам или совместно с психологом. В конце курса подростки подводят итог, определяют степень выполнения Программы. Важным при этом становятся выводы о необходимости реальных целей и выбора адекватных средств их достижения. Вот пример составления программы личностного ростаученика 8-го класса Саши Ж. «Сентябрь (начало учебного года) Качества «помогающие» Качества «мешающие» Смелость70% Упрямство 10% Упорство90% Пессимизм 50% Оптимизм50% Страх 20% Воображение 50% Жадность 10% Корысть5%
Планируемые показатели Май (окончание учебного года) Качества «помогающие» Качества «мешающие» Смелость70% + 30% Упрямство 10% - 5% Упорство90% +10% Пессимизм 50% - 40% Оптимизм50% + 40% Страх 20% - 15% Воображение 50% + 25% Жадность 10% - 10% Корысть5% - 3% Средства достижения: научиться владеть собой; тренировать силу воли, характер; записаться в секцию борьбы».
По окончании курса подростки подводят итог, определяют степень выполнения Программы. Так, Саша признается в итоговой работе с Программой, что «не рассчитал цели, завысил претензии. Хотя, в основном, доволен результатами» Достижения к окончанию учебного года (май).
Качества «помогающие» Качества «мешающие» Смелость70% + 17% Упрямство 10% - 5% Упорство90% +5% Пессимизм 50% - 20% Оптимизм50% +20% Страх 20% - 15% Воображение 50% + 15% Жадность 10% - 7% Корысть5% - 3%
Все подростки, участвующие в Программе указывают на наличие результативности собственных усилий (в той или иной степени), и фиксируют изменения по различным параметрам.
Метод переписки Обеспечивает возможность поддерживать связь со значимым взрослым, психологом при помощи письменного диалога (Амонашвили Ш.А., 1989; Загайнов Р.М., 1992; Красная Е.В., Панферов В.Н., 1991). Помогает предупредить возникновение или усугубление у подростка переживаний одиночества, ненужности. Данный метод является естественным продолжением письменного диалога психолога с подростком на страницах Дневника значимых переживаний. Возможность переписки существует как во время учебного года, так и летнего периода. Подросток может оставить свое сообщение в своем «архиве», может отправить по почте на домашний адрес или адрес электронной почты психолога. Этот метод особенно привлекателен для подростков из негармоничных семей, которые переживают дефицит поддержки со стороны своего ближайшего окружения. Вот отрывки из писем Василины Ф. (Девочка пережила кризисную ситуацию потери родных людей. В один год в семье не стало отца, бабушки и дедушки. Мать, вынужденная обеспечивать троих детей, не в состоянии уделять девочке достаточно внимания. Отношениясо старшим братом конфликтные; часто пропускает школу по болезни. Нигде не занимается, не потому, что не хочет, а потому, что не знает где, у кого и как спросить. В классе отношения с ребятами сложные. Импульсивна; бывают вспышки агрессии). «…Спасибо, что написали мне тогда свое письмо. Я действительно была счастлива; я ведь не подозревала, что мне напишут. Я обязательно дождусь Вашего уже 3-го послания и приложу все усилия, чтобы написать ответ вовремя...». Переписка продолжается и по окончании курса РПП. Летом Василина сообщает в письме: «Кстати, теперь я веду «книгу», где записываю все идеи, мысли, которые меня одолевают. Я открыла в себе настоящие способности лидера, организатора, оратора, психолога. Я хотела бы, чтобы Вы тоже в этом уверились, а то мои мама и сестра меня слушают, но ничего об этом не говорят»
Метод «Личный телефон доверия» Телефон психолога (служебный или домашний) может выступать как постоянная, иногда единственная поддержка для подростка, оказавшегося в трудной ситуации. В работе с подростками переживающими КС используются формы заочного консультирования. Службы «Телефон доверия для подростков», «Телефоны экстренной психологической помощи» (ТЭПП) (специализированные для оказания помощи детям, подросткам и молодежи) оказывают помощь подросткам, переживающим кризис, пережившим насилие и катастрофы, испытывающим посттравматические стрессовые расстройства, нуждающимся в разрешении психологических проблем, страдающим зависимостью от наркотиков и алкоголя. Работа (ТЭПП) основывается на Этической хартии IFOTES (Международной федерации ТЭП). В практику консультирования наряду с психологами включаются другие специалисты (психиатры, соматологи, социальные педагоги и т.п.) (Креславский Е.С.,1996). Необходимо отметить, что особенностью клиентов названных служб является способность и возможность обратиться за помощью (в более комфортной для себя анонимной форме). Это, в свою очередь, является одним из признаков конструктивного поведения в кризисных ситуациях. Однако, согласно исследованиям коммуникативных умений современных подростков (С.В. Кривцова, М.Н. Достанова, 1997), одной из наиболее трудных ситуаций общения для них является принятие поддержки и сочувствия от других. Авторы видят в этом последствия распространенного в обществе запрета на выражение отрицательных эмоций («нехорошо чувствовать что-то плохое», «недостойно ныть, жаловаться, признаваться в бессилии, беспомощности»). Поэтому справедливо предполагать, что значительное число нуждающихся в помощи подростков не имеют возможности воспользоваться услугами телефонных служб не только из-за отсутствия «под рукой» телефонного аппарата, но и в силу особенностей социально-психическогоразвития. Преимущество Личного телефона доверия не в анонимности партнера по диалогу, а, напротив (и это важно), в возможности срочного контакта со знакомым значимым взрослым, пользующимся авторитетом и доверием у подростка.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 185. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |