Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Структура социологического знания




Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Социология»

 

Направление подготовки

 030200 - политология

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

 

(заочная)

 

Ростов-на-Дону

2013

Цели освоения дисциплины

Основной целью освоения дисциплины (модуля) «Социология» является изучение социальных явлений и процессов в контексте целостного представления об обществе и соотнесение их с широкой картиной исторического развития, рассмотрение особенностей объекта и предметного поля, структуры современного теоретического социологического знания, содержательного наполнения социологической теории и определение возможных перспектив дальнейшего развития социологического знания.. Реализация поставленной цели достигается благодаря решению следующих задач:

· объективно проанализировать основные этапы развития социоло­гической науки, показать принципиальные теоретические и методологи­ческие различия отдельных социологических школ и концепций;

· показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.

· рассмотреть особенности объекта, предмета, методологии современной социологии, структурировать основные разделы социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

 

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Социология» является цикла ГСЭ ООП бакалавриата

Изучение данной дисциплины в ООП обеспечивет понятийно-логическую и методологическую подготовку студентов, формируя у них базовые представления о современном состоянии социума, а также проблемном поле современного социологического знания в целом. Логически и содержательно-методически дисциплина «Социология» взаимосвязана с другими дисциплинами цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том, числе» «История» и  «Философия».

В ходе изучения дисциплины «Социология» студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в практической деятельности.

Приступая к изучению дисциплины «Социология» студенты должны владеть знаниями в области европейской истории и философии, иметь представление о закономерностях формирования и особенностях социально-философской проблематики Нового времени, уметь анализировать, сопоставлять, экстраполировать полученные знания применительно к вновь изучаемому курсу. Вместе с тем студенты должны быть готовы к саморазвитию, осознанию значимости своей будущей профессии, требующей применения в будущем полученных профессионально-профильных знаний в практической деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
  • способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
  • умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Владеть знаниями в области:

· истории развития социологии, основных функций социологии и сферы применения социологического знания;

· отличий предмета социологии от предмета смежных дисциплин;

· основных элементов структуры личности, содержания понятий социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;

· основных теорий социального действия, специфики социальных действий и социального контроля, в том числе посредством общественных институтов;

· основных видов социальных общностей, основ их формирования и характера функционирования, в том числе квазигрупп (аудиторий, масс и толп);

· особенностей групповых взаимодействий, способов изучения групповой динамики, групповой организации;

· основных типов социальных процессов: сотрудничества, приспособления, конфликтов, мобильности и стратификации;

· закономерностей процесса социализации, форм регуляции социального поведения, природы возникновения социальных общностей и групп, развития социальных процессов;

уметь:

· применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам социологической теории;

· использовать простейшие методы социологического исследования и анализа микросоциальных процессов;

· получать достаточно полную социологическую информацию об избранном объекте;

· логично и обоснованно интерпретировать результаты своих социальных наблюдений;

· разрабатывать и практически моделировать индивидуальные социальные стратегии.

Владеть:

·  навыками разработки основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей

· эффективной социальной коммуникацией в микросоциальной сфере;

·  методами распознания и характеристики элементов актуальных социальных отношений;

·  методиками и техниками выявления типичных целей и поведенческих стратегий контрагентов;

 

Структура и содержание дисциплины (модуля) «СОЦИОЛОГИЯ»

МОДУЛЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.  

Тема 1. Научные теории в понимании предмета и объекта социологии.

Междисциплинарная матрица социологии: родственные социологии науки. Социологическое познание: основные подходы к определению предмета социологии (западная, русская и современная российская социология). Состояние объекта современной социологии (две тенденции в развитии современного общества). Изменение предметного поля социологии (М.Элброу,В.Ядов,И.Мостовая). Особенности предметного поля современной теоретической социологии (анализ социальных процессов).

Основные методологические парадигмы в развитии социологии (классика, модерн, постмодерн).

Тема 2. Структура социологического знания

Понятийный аппарат социологии, его роль в концептуализации предметной области. Цели задачи, функции социологии.

Социологическое знание. Основания выделения уровней и направлений социологического знания: а) по широте охвата изучаемых явлений (макро- и микросоциология); б) по степени обобщения изучаемого материала (теоретический и эмпирический уровни) в) по ориентации социологии (фундаментальный и прикладной уровни исследования).

Теории «среднего уровня» Р.Мертона. Особенности образования специальных социологических теорий, их характеристика. Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии.

Многообразие социологических парадигм (связь с конкретными школами и направлениями, выделение по методологическому критерию). Социоцентрические и человекоцентрические парадигмы.

Методы социологии (теоретические и эмпирические).

Тема 3. Зарождение и развитие социологии как науки.

История социологии каксамосознание социологии. Соотношение представлений о предмете социологии с представлением о предмете ее истории.

Предпосылки становления социологии («протосоциология» - Ш.Монтескье, А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе, К.А. де Сен-Симон).

Социологические теории от О.Конта до М.Вебера (Классика социологической теории)

Контовский проект науки об обществе. О.Конт об обществе как части органической природы. Закон трех фазисов умственного развития. Социальная статика и социальная динамика как выражение стабильности и прогресса в теории О.Конта. Контовская теория индустриального общества.

Эволюционная концепция Г.Спенсера. Типы социального развития в концепции Спенсера. Г.Спенсер – предшественник структурного функционализма.

Школы социал-дарвинизма ( Л.Гумплович, А.Смолл, У.Семнер) и психологизма (Г.Тард, Л.Уорд,Ф.Гиддингс) в социологии.

Социология как объективный анализ «социальных фактов». Онтологический и методологический аспекты «социологизма» Э.Дюркгейма. Типы социальной солидарности в социологии Э.Дюркгейма.

«Понимающая социология» М.Вебера. «Отнесение к ценностям» и «Свобода от оценки» - главные методололгические требования в теории М.Вебера. Типология «социального действия». Особенности социологического «идеального типа». Веберовская теория капитализма как учение о формальной реальности.

Особенности эмпирической школы социологии. Чикагская школа социологии (Ф.Знанецкий, Р.Парк). Значение Хотторнского эксперимента для формирования индустриальной социологии.     

Современные социологические теории. Представление о социальных системах в концепции Т.Парсонса. Культура, личность и биологический организм как первичное окружение социальной системы. Противоречивость теории Парсонса.

Становление и развитие объективистского (структурный функционализм, теории конфликта и теории обмена) и субъективистского (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) подходов к анализу










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...