Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По разделу «Методика обучения грамоте»




Планы практических занятий

По разделу «Теоретические основы методики обучения русскому языку»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема:Теоретические основы обучения младших школьников русскому языку.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель: обобщить теоретические основы методики преподавания русского языка и литературы как науки; проследить принципы отбора содержания и построения начального курса русского языка.

Вопросы для обсуждения:

1. На основе книги Львова М.Р. [1] выберите примеры не менее 10 понятий (по каждому пункту), которые:

а) связывают методику с психологией (общей, возрастной, педагогической);

б) связаны с процессом обучения непосредственно, с деятельностью учителя и учащихся, так называемой технологией обучения;

в) относятся к области преподаваемого предмета, к его теории и практике.

2. Традиционные дидактические принципы обучения и их преломление в методике преподавания русского языка и литературы.

3. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой дидактический принцип доступности, психологический – обучения в зоне ближайшего развития ребенка и выдвинутый Л.В. Занковым принцип обучения на высоком уровне трудности?

Учебно-исследовательские задания:

1. Перечислите требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [7] к предметным результатам в области филологии. Приведите варианты их реализации в современных программах по русскому языку и литературе для начальной школы [3, 4, 8].

2. Проанализируйте современные программы по русскому языку и литературе для начальной школы [3, 4, 8] по следующим показателям: а) разделы программы, задачи каждого раздела, б) основные направления языковой и литературоведческой подготовки, в) виды занятий по русскому языку и литературе.

3. Представьте аннотированный список статей журналов «Начальная школа» и «Начальная школа До и После» по вопросам обучения первоклассников грамоте. Сделайте вывод: какие проблемы в области обучения грамоте волнуют современных педагогов.

Литература:

1. Львов М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка. – М.: «Академия»; Высшая школа, 1999.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76.

3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. –528 с.

4. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М., 1987.

6. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1994 (7).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

8. Электронный ресурс: материалы сайта Школьный гид http://schoolguide.ru/index.php/progs.html.

 

Планы практических занятий

по разделу «Методика обучения грамоте»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема:Анализ современных программ по обучению грамоте (программы Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.; Нечаевой Н.В.; Репкина В.В, Восторговой Е.В., Левина В.А.; Ефросининой Л.А., Шляхтиной Т.Ю.).

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:рассмотреть спектр современных программ по обучению грамоте; выявить ведущие авторские идеи.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторический очерк методов обучения грамоте: характеристика различных методов с 18 века до настоящего времени; традиционные и современные черты звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

Учебно-исследовательские задания:

1. Выполните анализ современных программ по обучению грамоте по плану:

цели и задачи обучения;

принципы обучения грамоте;

порядок изучения звуков и букв (отличительные черты частотного и позиционного принципов; преимущества и недостатки каждого);

этапы обучения;

основные языковые понятия.

Согласно данному плану составьте и заполните обобщающую таблицу «Анализ современных программ по обучению грамоте».

2. Охарактеризуйте учебные пособия, которыми обеспечиваются проанализированные программы.

3. Представьте рецензию статьи (на выбор) из подготовленного к предыдущему занятию аннотированного списка статей журналов «Начальная школа» и «Начальная школа До и После» по вопросам обучения первоклассников грамоте.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76.

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. –528 с.

3. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.

4. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 190 с.

5. Электронный ресурс: материалы сайта Школьный гид http://schoolguide.ru/index.php/progs.html.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема:Анализ современных букварей (азбук) (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.; Нечаева Н.В.; Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.; Ефросинина Л.А., Шляхтина Т.Ю.).

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:рассмотреть спектр современных учебников (букварей, азбук) по обучению грамоте; выявить закономерности их построения, «сильные» и «слабые» стороны.

Учебно-исследовательские задания:

1. Проанализируйте буквари разных авторов с точки зрения:

- структуры;

- видов материалов;

- текстовых материалов;

- внетекстовых материалов;

- несловесных материалов.

Полученные данные внесите в сводную таблицу.

2. Составьте логическую цепочку понятий, которыми овладевают учащиеся в период обучения грамоте по различным авторским курсам.

3. Проанализируйте материал страниц букварей разных авторов с точки зрения: а) учета лингвистических основ обучения грамоте; б) наличия явлений русской фонетики и графики; в) учета психологических особенностей младших школьников.

Литература:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 160 с.

2. Ефросинина Л.А., Шляхтина Т.Ю. Букварь. – М: Издательство: Русское слово, 2012. – 160 с.

3. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 112 с.

4. Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. В 2-х частях. – Издание 16-е изд., перераб. – Москва: Издательство Вита-Пресс, 2011. – 112 с. и 112 с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема:Работа на подготовительном этапе системы обучения грамоте.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:рассмотреть систему работы на подготовительном этапе обучения грамоте; выявить закономерности её построения, «сильные» и «слабые» стороны.

Вопросы для обсуждения:

1. Приемы выделения слогов и определения их количества, используемые в начальной школе. Приемы, основанные на подлинных характеристиках слога и не являющиеся таковыми.

2. Виды работы, характерные подготовительному этапу; их целесообразность с точки зрения методики.

3. Схемы-модели в букварях разных авторов как зрительная опора для развития фонематического слуха первоклассников.

4. Варианты упражнений с использованием схем-моделей: а) от слова к схеме, б) от схемы к слову.

Учебно-исследовательские задания:

1. Разделите на слоги слова: речка, люблю, узкий, сестра, используя правила слогоделения современного русского языка. Как те же слова будут разделены на слоги в букваре В.Г. Горецкого и др.? Есть расхождение с вашим делением? Чем, на ваш взгляд, руководствовались авторы букваря?

2. Ознакомьтесь с фрагментами уроков в книге М.С. Соловейчик [3] на с. 167 № 1.2.22 - 1.2.25. Ответьте на предлагаемые вопросы.

3. Решите методические задачи № 1.2.37, № 1.2.39, 1.2.43, 1.2.44, 1.2.45, 1.2.49, 1.2.50, 1.2.51 в книге М.С. Соловейчик [3], с.170-174. Сделайте методические выводы.

4. Презентуйте оформленную вами тетрадь «Диагностика языковой готовности ребенка к школе».

5. Подготовьте защиту разработанного конспекта урока (букварь на выбор) по формированию у первоклассников одного из языковых понятий (речь, предложение, слово, ударение, звук) на подготовительном этапе обучения грамоте.

Литература:

1. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992.

2. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Учебно-методическое пособие. – Томск: Пеленг, 1992. – 60 с.

3. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997. – С.73-98.

4. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. – 192с.

5. Статьи журналов «Начальная школа», «Начальная школа До и После».

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема:Работа на основном этапе системы обучения грамоте.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:рассмотреть систему работы на основном этапе обучения грамоте; выявить закономерности её построения, «сильные» и «слабые» стороны.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды работы, характерные основному этапу и их целесообразность с точки зрения методики.

2. Позиционный принцип обучения грамоте и варианты его реализации в современных букварях.

3. Приемы выделения нового звука (с приведением примеров на страницах букварей).

4. Алгоритм введения нового звука и буквы, его научная обоснованность.

5. Варианты возможных заданий при работе со столбиками слов.

6. Варианты возможных заданий при чтении текстов букваря с учетом разной подготовленности учащихся. Покажите необходимость сочетания заданий на уроке.

Учебно-исследовательские задания:

1. В букварях разных авторов выделите страницы и отдельные элементы, предназначенные: а) для освоения норм русской графики; б) для формирования первоначального умения читать и для более прочного его становления.

2. Решите методическую задачу № 1.2.58 М.С. Соловейчик [4], стр. 175. Сделайте методический вывод.

3. Из приведенных ниже слов выберите такие, которые могут быть предложены для фонетического анализа в период обучения грамоте. Отметьте и те, которые не должны даваться для подобного разбора ни на одном из этапов обучения в начальных классах. Аргументируйте свое решение. Мороз, трава, кукла, маяк, колобок, ветер, хорошо, рука, радость, осы, жуки, сахар, лошадь, улитка, реки, пила. Сформулируйте методическую рекомендацию: как следует подавать слово для фонетического анализа в период обучения грамоте.

4. Подготовьте защиту разработанного конспекта урока (букварь на выбор) по знакомству первоклассников со звуком и буквой (на выбор) на основном этапе обучения грамоте.

Литература:

1. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992.

2. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Учебно-методическое пособие. – Томск: Пеленг, 1992. – 60 с.

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.К. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999. – 240 с.

4. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач/ Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997. – С.73-98.

5.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997.

6. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. – 192с.

7. Статьи журналов «Начальная школа», «Начальная школа До и После».

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема:Организация уроков письма в период обучения грамоте.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:рассмотреть особенности организации работы по формированию графических умений первоклассников в период обучения грамоте.

Вопросы для обсуждения:

1. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о развитии графических умений у ребенка.

2. Гигиенические правила обучения письму и их особенности соблюдения первоклассниками.

3. Основные методы обучения письму и их реализация в прописях разных авторов.

4. Основные причины трудностей обучения письму и группы нарушения письма.

5. Диагностика причин возникновения трудностей у учащихся при формировании графических навыков и виды упражнений для их коррекции.

Учебно-исследовательские задания:

1. Проанализируйте прописи разных авторов с позиции соблюдения этапов формирования навыка письма.

2. Приведите примеры упражнений по подготовке руки к письму.

3. Охарактеризуйте последовательность подготовки детей к формированию правильного графического навыка.

4. Продемонстрируйте различные методические приемы обучения письму (на разных этапах обучения, по различным методикам).

5. Решите методические задачи № 1.3.32 (с.183), № 1.3.48 (с.187), № 1.4.3, № 1.4.4, № 1.4.6, № 1.4.10 в книге М.С. Соловейчик [9].

Литература:

1. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2: Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1984. 5-361.

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.: АСТ; Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 224 с.

4. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 428 с.

5. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.: ACADEMIA, 2002. – 345 с.

6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы: Учебное пособие - С-Петербург,1995г.

9. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / Под ред М.С. Соловейчик. – М., 1997. – С.102-117.

10. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996. – С.98-113.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема:Работа по развитию речи в период обучения грамоте.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:рассмотреть особенности организации работы по развитию речи в период обучения грамоте.

Учебно-исследовательские задания:

1. Подберите материалы в букварях разных авторов, которые можно использовать для организации работы по развитию речи на различных уровнях. Обоснуйте свой выбор.

2. Проанализируйте тексты одного из букварей. Выявите те из них, в которых необходимо уточнение значения слов. Пользуясь толковым словариком для начальной школы, разработайте фрагмент урока с объяснением слов.

3. Найдите в любом из букварей тексты, позволяющие предупреждать повторы слов в детской речи. Для 2-3 из них подготовьте соответствующую беседу.

4. Выделите среди текстов одного из букварей такие, на которых можно работать над заголовками, а через них – над темой или основной мыслью высказывания. Разработайте фрагменты уроков, сделайте методические выводы.

5. Разработайте вопросы по содержанию текстов, задания для развития речи и организуйте их многократное продуктивное чтение. Составьте соответствующие фрагменты уроков.

6. На примере 2-3 иллюстраций букваря покажите, как у детей формируются умения связной речи.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76.

2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238 с.

3. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк» - 1996.-190с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема:Пропедевтическая работа в области русского языка в период обучения грамоте.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:раскрыть возможности реализации пропедевтической работы в период обучения грамоте в современных Азбуках и Букварях.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «пропедевтическая работа».

2. Разделы лингвистики, подлежащие изучению в начальном курсе русского языка.

Учебно-исследовательские задания:

1. На основе анализа букварей (азбук) разных авторов и прописей к ним, установите:

- по каким из разделов лингвистики (семантика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография, прагматика) ведется пропедевтическая работа,

- в каком объеме представлена эта работа (наблюдения, формирование представлений и т.п.),

- приведите конкретные примеры.

По результатам анализа заполните сводную таблицу

Букварь (Азбука)

Разделы лингвистики

семантика морфемика морфология синтаксис орфография прагматика
             
             

2. Сделайте методический вывод об объеме, вариантах, приоритетах пропедевтической работы по русскому языку в период обучения грамоте у разных авторов букварей (азбук).

Литература

1. Львов М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. С.31 – 76.

3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 2-е изд. - М., 1987.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема:Оптимальная система обучения грамоте.

Продолжительность 2 часа

Учебная цель:обобщить особенности обучения грамоте по различным авторским букварям и азбукам, определить оптимальную систему обучения грамоте младших школьников.

Занятие проводится в форме дискуссии. Группа разбивается на подгруппы, каждая из которых выбирает один из букварей и готовит его защиту по предложенному ниже плану. Одновременно группа готовит вопросы своим оппонентам по другим букварям.

Учебно-исследовательские задания:

1. Подготовьте презентацию выбранного букваря (содержание, методический аппарат, в т.ч. таблицы, схемы, модели, иллюстрации, дидактический материал) с точки зрения:

а) возможности влияния на воспитание интереса к учению;

б) введения ребенка в учебную деятельность;

в) развития фонематического слуха учащихся;

г) введения учащихся в систему изучения родного языка;

д) развития мышления, расширения кругозора первоклассников;

е) обогащения речи учащихся.

2. Решите, по какому букварю Вы хотели бы работать при возможности выбора (аргументируйте свое решение).

Литература:

1. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академия, 2000. – 201 с.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.; Знание. - 1994.-160с.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76.

4. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1994 (7).

5. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии». Воронеж, 1996. – 192с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – И., 1989. – с. 380 – 404.

7. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. / Книга для учителя. – М., 1993.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 495.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...