Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
По разделу «Методика обучения грамоте»
Планы практических занятий По разделу «Теоретические основы методики обучения русскому языку» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема:Теоретические основы обучения младших школьников русскому языку. Продолжительность 2 часа Учебная цель: обобщить теоретические основы методики преподавания русского языка и литературы как науки; проследить принципы отбора содержания и построения начального курса русского языка. Вопросы для обсуждения: 1. На основе книги Львова М.Р. [1] выберите примеры не менее 10 понятий (по каждому пункту), которые: а) связывают методику с психологией (общей, возрастной, педагогической); б) связаны с процессом обучения непосредственно, с деятельностью учителя и учащихся, так называемой технологией обучения; в) относятся к области преподаваемого предмета, к его теории и практике. 2. Традиционные дидактические принципы обучения и их преломление в методике преподавания русского языка и литературы. 3. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой дидактический принцип доступности, психологический – обучения в зоне ближайшего развития ребенка и выдвинутый Л.В. Занковым принцип обучения на высоком уровне трудности? Учебно-исследовательские задания: 1. Перечислите требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [7] к предметным результатам в области филологии. Приведите варианты их реализации в современных программах по русскому языку и литературе для начальной школы [3, 4, 8]. 2. Проанализируйте современные программы по русскому языку и литературе для начальной школы [3, 4, 8] по следующим показателям: а) разделы программы, задачи каждого раздела, б) основные направления языковой и литературоведческой подготовки, в) виды занятий по русскому языку и литературе. 3. Представьте аннотированный список статей журналов «Начальная школа» и «Начальная школа До и После» по вопросам обучения первоклассников грамоте. Сделайте вывод: какие проблемы в области обучения грамоте волнуют современных педагогов. Литература: 1. Львов М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка. – М.: «Академия»; Высшая школа, 1999. 2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76. 3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. –528 с. 4. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с. 5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М., 1987. 6. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1994 (7). 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 8. Электронный ресурс: материалы сайта Школьный гид http://schoolguide.ru/index.php/progs.html.
Планы практических занятий по разделу «Методика обучения грамоте» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема:Анализ современных программ по обучению грамоте (программы Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.; Нечаевой Н.В.; Репкина В.В, Восторговой Е.В., Левина В.А.; Ефросининой Л.А., Шляхтиной Т.Ю.). Продолжительность 2 часа Учебная цель:рассмотреть спектр современных программ по обучению грамоте; выявить ведущие авторские идеи. Вопросы для обсуждения: 1. Исторический очерк методов обучения грамоте: характеристика различных методов с 18 века до настоящего времени; традиционные и современные черты звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Учебно-исследовательские задания: 1. Выполните анализ современных программ по обучению грамоте по плану: цели и задачи обучения; принципы обучения грамоте; порядок изучения звуков и букв (отличительные черты частотного и позиционного принципов; преимущества и недостатки каждого); этапы обучения; основные языковые понятия. Согласно данному плану составьте и заполните обобщающую таблицу «Анализ современных программ по обучению грамоте». 2. Охарактеризуйте учебные пособия, которыми обеспечиваются проанализированные программы. 3. Представьте рецензию статьи (на выбор) из подготовленного к предыдущему занятию аннотированного списка статей журналов «Начальная школа» и «Начальная школа До и После» по вопросам обучения первоклассников грамоте. Литература: 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76. 2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. –528 с. 3. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с. 4. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 190 с. 5. Электронный ресурс: материалы сайта Школьный гид http://schoolguide.ru/index.php/progs.html.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема:Анализ современных букварей (азбук) (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.; Нечаева Н.В.; Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.; Ефросинина Л.А., Шляхтина Т.Ю.). Продолжительность 2 часа Учебная цель:рассмотреть спектр современных учебников (букварей, азбук) по обучению грамоте; выявить закономерности их построения, «сильные» и «слабые» стороны. Учебно-исследовательские задания: 1. Проанализируйте буквари разных авторов с точки зрения: - структуры; - видов материалов; - текстовых материалов; - внетекстовых материалов; - несловесных материалов. Полученные данные внесите в сводную таблицу. 2. Составьте логическую цепочку понятий, которыми овладевают учащиеся в период обучения грамоте по различным авторским курсам. 3. Проанализируйте материал страниц букварей разных авторов с точки зрения: а) учета лингвистических основ обучения грамоте; б) наличия явлений русской фонетики и графики; в) учета психологических особенностей младших школьников. Литература: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 160 с. 2. Ефросинина Л.А., Шляхтина Т.Ю. Букварь. – М: Издательство: Русское слово, 2012. – 160 с. 3. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 112 с. 4. Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. В 2-х частях. – Издание 16-е изд., перераб. – Москва: Издательство Вита-Пресс, 2011. – 112 с. и 112 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема:Работа на подготовительном этапе системы обучения грамоте. Продолжительность 2 часа Учебная цель:рассмотреть систему работы на подготовительном этапе обучения грамоте; выявить закономерности её построения, «сильные» и «слабые» стороны. Вопросы для обсуждения: 1. Приемы выделения слогов и определения их количества, используемые в начальной школе. Приемы, основанные на подлинных характеристиках слога и не являющиеся таковыми. 2. Виды работы, характерные подготовительному этапу; их целесообразность с точки зрения методики. 3. Схемы-модели в букварях разных авторов как зрительная опора для развития фонематического слуха первоклассников. 4. Варианты упражнений с использованием схем-моделей: а) от слова к схеме, б) от схемы к слову. Учебно-исследовательские задания: 1. Разделите на слоги слова: речка, люблю, узкий, сестра, используя правила слогоделения современного русского языка. Как те же слова будут разделены на слоги в букваре В.Г. Горецкого и др.? Есть расхождение с вашим делением? Чем, на ваш взгляд, руководствовались авторы букваря? 2. Ознакомьтесь с фрагментами уроков в книге М.С. Соловейчик [3] на с. 167 № 1.2.22 - 1.2.25. Ответьте на предлагаемые вопросы. 3. Решите методические задачи № 1.2.37, № 1.2.39, 1.2.43, 1.2.44, 1.2.45, 1.2.49, 1.2.50, 1.2.51 в книге М.С. Соловейчик [3], с.170-174. Сделайте методические выводы. 4. Презентуйте оформленную вами тетрадь «Диагностика языковой готовности ребенка к школе». 5. Подготовьте защиту разработанного конспекта урока (букварь на выбор) по формированию у первоклассников одного из языковых понятий (речь, предложение, слово, ударение, звук) на подготовительном этапе обучения грамоте. Литература: 1. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992. 2. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Учебно-методическое пособие. – Томск: Пеленг, 1992. – 60 с. 3. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997. – С.73-98. 4. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. – 192с. 5. Статьи журналов «Начальная школа», «Начальная школа До и После».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Тема:Работа на основном этапе системы обучения грамоте. Продолжительность 2 часа Учебная цель:рассмотреть систему работы на основном этапе обучения грамоте; выявить закономерности её построения, «сильные» и «слабые» стороны. Вопросы для обсуждения: 1. Виды работы, характерные основному этапу и их целесообразность с точки зрения методики. 2. Позиционный принцип обучения грамоте и варианты его реализации в современных букварях. 3. Приемы выделения нового звука (с приведением примеров на страницах букварей). 4. Алгоритм введения нового звука и буквы, его научная обоснованность. 5. Варианты возможных заданий при работе со столбиками слов. 6. Варианты возможных заданий при чтении текстов букваря с учетом разной подготовленности учащихся. Покажите необходимость сочетания заданий на уроке. Учебно-исследовательские задания: 1. В букварях разных авторов выделите страницы и отдельные элементы, предназначенные: а) для освоения норм русской графики; б) для формирования первоначального умения читать и для более прочного его становления. 2. Решите методическую задачу № 1.2.58 М.С. Соловейчик [4], стр. 175. Сделайте методический вывод. 3. Из приведенных ниже слов выберите такие, которые могут быть предложены для фонетического анализа в период обучения грамоте. Отметьте и те, которые не должны даваться для подобного разбора ни на одном из этапов обучения в начальных классах. Аргументируйте свое решение. Мороз, трава, кукла, маяк, колобок, ветер, хорошо, рука, радость, осы, жуки, сахар, лошадь, улитка, реки, пила. Сформулируйте методическую рекомендацию: как следует подавать слово для фонетического анализа в период обучения грамоте. 4. Подготовьте защиту разработанного конспекта урока (букварь на выбор) по знакомству первоклассников со звуком и буквой (на выбор) на основном этапе обучения грамоте. Литература: 1. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992. 2. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Учебно-методическое пособие. – Томск: Пеленг, 1992. – 60 с. 3. Костромина С.Н., Нагаева Л.К. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999. – 240 с. 4. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач/ Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997. – С.73-98. 5.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997. 6. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. – 192с. 7. Статьи журналов «Начальная школа», «Начальная школа До и После».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Тема:Организация уроков письма в период обучения грамоте. Продолжительность 2 часа Учебная цель:рассмотреть особенности организации работы по формированию графических умений первоклассников в период обучения грамоте. Вопросы для обсуждения: 1. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о развитии графических умений у ребенка. 2. Гигиенические правила обучения письму и их особенности соблюдения первоклассниками. 3. Основные методы обучения письму и их реализация в прописях разных авторов. 4. Основные причины трудностей обучения письму и группы нарушения письма. 5. Диагностика причин возникновения трудностей у учащихся при формировании графических навыков и виды упражнений для их коррекции. Учебно-исследовательские задания: 1. Проанализируйте прописи разных авторов с позиции соблюдения этапов формирования навыка письма. 2. Приведите примеры упражнений по подготовке руки к письму. 3. Охарактеризуйте последовательность подготовки детей к формированию правильного графического навыка. 4. Продемонстрируйте различные методические приемы обучения письму (на разных этапах обучения, по различным методикам). 5. Решите методические задачи № 1.3.32 (с.183), № 1.3.48 (с.187), № 1.4.3, № 1.4.4, № 1.4.6, № 1.4.10 в книге М.С. Соловейчик [9]. Литература: 1. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2: Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1984. 5-361. 3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.: АСТ; Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 224 с. 4. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 428 с. 5. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.: ACADEMIA, 2002. – 345 с. 6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы: Учебное пособие - С-Петербург,1995г. 9. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / Под ред М.С. Соловейчик. – М., 1997. – С.102-117. 10. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996. – С.98-113.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Тема:Работа по развитию речи в период обучения грамоте. Продолжительность 2 часа Учебная цель:рассмотреть особенности организации работы по развитию речи в период обучения грамоте. Учебно-исследовательские задания: 1. Подберите материалы в букварях разных авторов, которые можно использовать для организации работы по развитию речи на различных уровнях. Обоснуйте свой выбор. 2. Проанализируйте тексты одного из букварей. Выявите те из них, в которых необходимо уточнение значения слов. Пользуясь толковым словариком для начальной школы, разработайте фрагмент урока с объяснением слов. 3. Найдите в любом из букварей тексты, позволяющие предупреждать повторы слов в детской речи. Для 2-3 из них подготовьте соответствующую беседу. 4. Выделите среди текстов одного из букварей такие, на которых можно работать над заголовками, а через них – над темой или основной мыслью высказывания. Разработайте фрагменты уроков, сделайте методические выводы. 5. Разработайте вопросы по содержанию текстов, задания для развития речи и организуйте их многократное продуктивное чтение. Составьте соответствующие фрагменты уроков. 6. На примере 2-3 иллюстраций букваря покажите, как у детей формируются умения связной речи. Литература: 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76. 2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238 с. 3. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк» - 1996.-190с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Тема:Пропедевтическая работа в области русского языка в период обучения грамоте. Продолжительность 2 часа Учебная цель:раскрыть возможности реализации пропедевтической работы в период обучения грамоте в современных Азбуках и Букварях. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «пропедевтическая работа». 2. Разделы лингвистики, подлежащие изучению в начальном курсе русского языка. Учебно-исследовательские задания: 1. На основе анализа букварей (азбук) разных авторов и прописей к ним, установите: - по каким из разделов лингвистики (семантика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография, прагматика) ведется пропедевтическая работа, - в каком объеме представлена эта работа (наблюдения, формирование представлений и т.п.), - приведите конкретные примеры. По результатам анализа заполните сводную таблицу
2. Сделайте методический вывод об объеме, вариантах, приоритетах пропедевтической работы по русскому языку в период обучения грамоте у разных авторов букварей (азбук). Литература 1. Львов М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999. 2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. С.31 – 76. 3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 2-е изд. - М., 1987.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 Тема:Оптимальная система обучения грамоте. Продолжительность 2 часа Учебная цель:обобщить особенности обучения грамоте по различным авторским букварям и азбукам, определить оптимальную систему обучения грамоте младших школьников. Занятие проводится в форме дискуссии. Группа разбивается на подгруппы, каждая из которых выбирает один из букварей и готовит его защиту по предложенному ниже плану. Одновременно группа готовит вопросы своим оппонентам по другим букварям. Учебно-исследовательские задания: 1. Подготовьте презентацию выбранного букваря (содержание, методический аппарат, в т.ч. таблицы, схемы, модели, иллюстрации, дидактический материал) с точки зрения: а) возможности влияния на воспитание интереса к учению; б) введения ребенка в учебную деятельность; в) развития фонематического слуха учащихся; г) введения учащихся в систему изучения родного языка; д) развития мышления, расширения кругозора первоклассников; е) обогащения речи учащихся. 2. Решите, по какому букварю Вы хотели бы работать при возможности выбора (аргументируйте свое решение). Литература: 1. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академия, 2000. – 201 с. 2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. – М.; Знание. - 1994.-160с. 3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с.31 – 76. 4. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1994 (7). 5. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии». Воронеж, 1996. – 192с. 6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – И., 1989. – с. 380 – 404. 7. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. / Книга для учителя. – М., 1993.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 495. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |