Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов активного учения




Выбора методов (И.Я. Лернер)

Ø В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).

Ø Выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект). Для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).

Ø В соответствии с логикой построения Содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование дидактических методов обучения (логический аспект).

Ø Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства - предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект).

Ø Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).

Выбор методов по Ю.К.Бабанскому

ü Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера,приемов учебно-познавательной деятельности).

ü Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами.

ü Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.

ü Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

ü Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.

ü Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

ü Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

ü Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.

ü Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке - общеклассные, групповые или индивидуальные.

ü Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

 

 

Занятие 9.

Тема: Средства обучения в школе.

План

  1. Понятие средств обучения.
  2. Рассмотрите представленные в педагогической литературе классификации средств обучения.
  3. Раскройте функции средств обучения.
  4. Определите дидактические требования, предъявляемые к использованию средств обучения в ходе учебного процесса.
  5. Рассмотрите современные средства обучения (электронные учебники, средства Интернет и т.д.). Каково их значение для обучения? Какими должны быть требования к их использованию?

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте фрагмент урока а) с использованием традиционных средств обучения; б) с использованием современных средств обучения. Выбор средств обоснуйте. План оформите в тетради.

2. Предложите перечень компьютерных средств для уроков по своей специальности.

3. Продолжите работу по составлению словаря педагогических терминов.

Литература:

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
  3. Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  4. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.
  5. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.
  7. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб.кооперации, 1995. – 61с.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
  10. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
  11. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

Методические рекомендации

Для выполнения заданий используйте следующую литературу: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.Особого внимания заслуживает анализ и классификации средств, представленные у этих авторов.

 

Занятие 10.

Тема: Формы организации учебного процесса в школе.

План

  1. Общее понятие о формах организации. Формы организации обучения до появления урока.
  2.  Урок – основная форма организации учащихся в современной школе.
  3. Требования, предъявляемые к современному уроку.
  4. Рассмотрите типологию уроков на основе полноты состава его структурных элементов:

а) вводный урок;

б) урок изучения нового материала;

г) урок закрепления знаний и выработки и совершен6ствования умений и навыков;

д) урок повторения и обобщения знаний;

е) урок контроля и проверки знаний;

ж) комбинированный урок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...