Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ




Самостоятельная работа 1.
Тема:
Психолого-педагогические основы педагогической технологии

План подготовки к обсуждению следующих вопросов:

1. Понятие педагогических технологий.
Понятие и определения педагогической технологии. История понятия «технология». Аспекты и уровни педагогической технологии. Методологические требования к педагогической технологии. Соотношение «технологии» и других педагогических понятий: система, методика. Методика предметного преподавания и технология.

2. Из истории педагогической технологии.
Эволюция понятия «педагогическая технология». Влияние промышленной революции на развитие педагогической технологии (XV - XIX вв.). Воздействие научно-технической революции в XX в. на развитие теории и практики педагогической технологии. Современное определение педагогической технологии (ЮНЕСКО, 1986). Основные компоненты парадигмы педагогической технологии: цель, средства, гарантированный результат. Иерархия педагогических технологий: метатехнологии, отраслевые макротехнологии, модульно-локальные мезотехнологии, микротехнологии.
Основные этапы развития педагогической технологии в XX в.:
I этап (40-е - середина 50-х гг.) - использование достижений инженерной мысли в учебном процессе, технические средства обучения;
II этап (середина 50-х - 60-е гг.) - возникновение технологического подхода в обучении, программированное обучение;
III этап (с середины 70-х гг. - по настоящее время) - расширение базы педагогической технологии (ТСО, программирование, информатика, теория коммуникаций, системный анализ; психология обучения, организация учебного процесса, интерактивное обучение, научная организация труда); переход от вербального к аудиовизуальному обучению; подготовка педагогов-технологов.

3. Инновационные технологии и инновационная деятельность в системах развивающего обучения.
Технология развивающего обучения, как система упорядоченных процедур образовательного процесса, обеспечивающих достижение заданного результата. Инновации в целостном педагогическом процессе (понятие об инновационной деятельности; содержание и методы деятельности организатора инноваций; критерии педагогических инноваций). Сравнительный анализ традиционного и инновационного обучения. Отношение учителей к педагогическим технологиям. Актуальные проблемы внедрения педагогических технологий.

Литература
Основная
1. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
4. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
5. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная:
1. Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с макед. – М., 1991.
2. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М., 1995.
4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. – 112 с.
5. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. - М.,1995.
6. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 208 с
7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.
8. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Ляудис. - М.: МГУ, 1994. - 203с.
9. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 225 с.
11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига: Науч.-пед. центр «Эксперимент», 1998. – 176 с.
12. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
14. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. 2005. - 128 с.
15. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
16. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев [и др], гл. ред. В.М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 96 с.
17. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004. – 428 с.
18. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 566 с.
19. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. – М.: «Академия», 2007. – 208 с.
20. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. – 815 с.
21. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
22. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 144 с.
23. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
24. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
25. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа 2
Тема
Сущность технологии обучения

План подготовки к обсуждению следующих вопросов:

1. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса.
Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Сущность и специфика педагогической задачи. Виды педагогических задач по временному признаку: стратегические задачи, тактические задачи, оперативные задачи. Виды педагогических задач по состоянию профессиональной готовности педагога: типовые, нештатные, творческие, импровизационные. Проектирование, этапы и процесс решения педагогических задач. Оценка выбора педагогических задач. Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач. Технология решения педагогических задач. Алгоритм постановки и анализа решения педагогических задач.

2. Структура педагогической технологии.
а) структурные элементы педагогических технологий - концептуальные основы, содержательная часть обучения (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала);
б) процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса);
г) школьный учебник как опосредующий компонент между процессуальной и содержательной частями образовательной технологии.

3. Подходы к вопросу классификации педагогических технологий.
Классификации педагогических технологий по разным основаниям (Г.К Селевко). Характеристика технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (В.П.Беспалько). Характеристика технологий по позиции ребёнка в образовательном процессе. Характеристика технологий по содержанию модернизаций и модификаций традиционной системы.

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М., 1995.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М., 2000. - 256 с.
3. Гузеев В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996. - 112 с.
4. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 156 с.
5. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).
6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 225 с.
7. Колычева З.И., Егорова Г.И. Теоретические основы педагогической технологии: Учеб. пособие для студентов пед. института. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2001.
8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
10. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
14. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
15. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 182 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
16. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2002. – 176 с.
17. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. – 815 с.
18. Теория и практика образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 192 с; 20. - (Библиотека журнала "Школьные технологии")
19. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
20. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Классификация образовательных технологий - на основе направления модернизации педагогической системы - имеет следующий вид:

а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков), гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; природосообразные технологии - воспитания грамотности А.М. Кушнира, саморазвития М. Монтессори; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина и др.;

б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - проблемное обучение, игровые технологии, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, технология организации развивающих видов деятельности школьников (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.В.Репкин, И.П. Волков, И.П. Иванов, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и др.), технология организации коллективной творческой деятельности (М.Д.Виноградова, И.Б.Первин, В.В.Рубцов, В.П.Тарантей и др.), коммуникативное обучение Е.И. Пассова, мультимедийные технологии, технология «Портфель достижений» и др.;

в) педагогические технологии на основе эффективной организации и управления процессом обучения - программированное обучение (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик, И.Н.Закатова, В.П. Беспалько), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, групповые и коллективные способы обучения (И.Б.Первин, А.Г. Ривин, В.К.Дьяченко), технологии уровневой дифференциации (на основе обязательных результатов В.В.Фирсова), информационные технологии (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина) и др.;

г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала - интегральная технология П.М.Эрдниева, технология «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), поэтапное формирование умственных действий (М.Б. Волович); технологии концентрированного обучения - модель суггестивного погружения (М.П.Щетинин, А.В.Хуторский, А.Н.Тубельский); модель временного погружения М.П.Щетинина; технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев), технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев); технология «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова; частнопредметные педагогические технологии (Р.Г. Хазанкин, А.А. Окунев, Е.Н. Ильин, Н.Н. Палтышев) и др.

д) педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений - технология адаптивной школы (Б.А. Бройде), здоровьесберегающие технологии (Б.П. и Л. А. Никитины, В.Ф. Базарный, Г.П. и Е. В. Воронковы, А.Ф. Пазухин, Л.Е.Бычкова и др.), технологии свободного образования;

е) технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов - технологии организации досуговой деятельности, технологии формирования образовательной среды, технологии воспитания, коллективное творческое дело (И.П. Иванов), шоу-технологии, технология «Информационное зеркало» и др.;

ж) альтернативные технологии - вальдорфская педагогика Р.Штайнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка, технология коллективной мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий, К.Я. Вазина), технология учебного проектирования, технология педагогических мастерских и др.;

з) целостные авторские школы - «Школа самоопределения» (А.Н.Тубельской), «Русская школа» (И.Ф. Гончаров – Л.Н. Погодина), «Школа для всех» (Е.А. Ямбург), школа – парк (М.А. Балабан); агрошкола (А.А. Католиков); школа XXI века (Д. Ховард), общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса (авторская школа В.А. Караковского) и др.

Самостоятельная работа студентов 3
Тема:
Конструирование технологии обучения

План:
1. Технология конструирования педагогического процесса.
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

2. Технология педагогического проектирования.
Теоретические основы педагогического проектирования. Соотношение педагогического проектирования и педагогической технологии. Объекты проектирования. Педагогическая система. Педагогический процесс. Педагогическая ситуация. Этапы и формы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование. Понятие модели образовательной технологии. Проектирование технологий обучения.

3. Технологии осуществления педагогического процесса.
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе. Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса.

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. -Екатеринбург. 1996.
2. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. - Новосибирск, 1990. – 149 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М., 1995.
4. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. - М., 1990. – 106 с.
5. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев, 1986. – 186 с.
6. Гузеев В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996. - 112 с.
7. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. - М.,1995.
8. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М., 2000. - 256 с.
9. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 208 с.
10. Джонс Д. Методы проектирования. - М., 1986. – 144 с.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 225 с.
12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии – М., 2001. – 224 с.
13. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М._Воронеж, 2003.
14. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена. 1995.
15. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
16. Муравьёва Г.Е. Дидактическое проектирование. - Шуя, 2000. – 84 с.
17. Потеев М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование. СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. - 228 с.
18. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. − Томск: Пеленг, 1997.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
20. Теория и практика образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 192 с.
21. Чошанов А.М. Что такое педагогическая технология?// Школьные технологии, 1996. - № 3. - С. 8-13.
22. Чошанов А.М. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучений // Педагогика, 1997. - № 2. - С. 21-29.
23. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
24. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 4
Тема
Педагогические технологии в начальном образовании

План:
1. Технологии обучения, развития и воспитания младших школьников.
Теоретические основы педагогической технологии: концепция обучения, концепция развития, концепция воспитания; содержание обучения, развития, воспитания; логический путь познания; тип и способ учения, развития, воспитания; способы управления учением, развитием, воспитанием; форма взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Сущность и особенности педагогических технологий в начальном образовании.
Многообразие педагогических технологий: уровень применения, характер содержания, организационные формы, специфика применяемых приемов и методов и т.д. Критерии выбора технологии обучения в начальной школе. Общепедагогические и частно-методические технологии начальной школы:
- традиционное обучение;
- технологии обучения;
- технологии воспитания;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- альтернативные технологии;
- другие технологии.

3. Опыт разработки современных технологий начального образования.
Три основные группы педагогических технологий:
а) технология объяснительно-иллюстративного обучения («Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Перспектива», «Преемственность», «Школа 2000», «Школа 2100» и др.);
б) технология развивающего обучения (Занков Л.В., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.);
в) технология личностно-ориентированного обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение).

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
5. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография.- Тюмень: ТГУ, 1996.- 216 с.
2. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 208 с
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2000. — 256 с.
4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
6. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С.В. Кульневич. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001 г. - 160 с.
7. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С. Полат. –М.,2000.
9. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова, - М.: Педагогика,1998.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.: ил.
12. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 144 с. (Б-ка руководителя образовательного учреждения).
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
14. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
16. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
17. Теория и практика образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 192 с; 20. - (Библиотека журнала "Школьные технологии")
18. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
19. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).
20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. − Томск: Пеленг, 1993.
21. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
22. «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы /Под научной редакцией А.А. Леонтьева; вып. 4. − М., «Баласс», 2000.
23. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. − М., 1998.
24. Якиманская И. С. Развивающее обучение. − М.: Педагогика, 1979.
25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
26. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
27. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 5
Тема:
Современные концепции и теории в начальном образовании

План:
1. Обзор современных концепции воспитания, обучении и развития младших школьников:

а) Современные концепции обучения: ассоциативная, деятельностная.

К ассоциативной концепции относятся: теория проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.), укрупнение дидактических единиц усвоения (П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев), интенсификация обучения на основе принципа наглядности (В. Ф. Шаталов, С. Д. Шевченко и др.), опережающее обучение и комментирование (С. Н. Лысенкова), повышение воспитывающего потенциала урока (Е. Н. Ильин, Т. И. Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке (И. М. Чередов, С. Ю. Курганов, В. К. Дьяченко, А. Б. Резник Н. П. Гузик и др.), индивидуализация обучения (И. П. Волков и др.).
К деятельностным (концепции развивающего обучения) относятся: теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), теория учебной деятельности ( теория содержательного обобщения) (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.)

б) Современные концепции развивающего обучения (концепции, ориентированные на личностное развитие учащихся, и концепции психического развития). Концепции, учитывающие личностное развитие: концепция Г.А. Цукерман, концепция В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, концепция С.А. Смирнова, Концепция школы развития личности (начальное звено) А.К. Дусавицкого и др. Концепции, ориентированные на психическое развитие: концепция Л.В. Занкова, концепция З.И. Калмыковой, концепция Е.Н. Кабановой – Меллер.

в) Концепции личностно-ориентированного обучения: концепция педагогики свободы О.С. Газмана, концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской, синергетическая концепция самоорганизуемого воспитания, школа диалога культур (В.С. Библер); психолого-дидактическая концепция, основанная на принципах субъективности И.С. Якиманской; позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова, проективная модель личностно-ориентированного обучения Н.И. Алексеева и др.

г) Воспитательные концепции личностной ориентации: авторитарное воспитание, свободное воспитание, гуманистическая педагогика.

2. Современные теории и виды обучения.
а) Современные теории обучения: теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) и др.
б) Основные виды обучения (объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное).

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
5. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография.- Тюмень: ТГУ, 1996.- 216 с.
2. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. — М.,1995.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2000. — 256 с.
4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
7. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).
8. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001 г. 160 с.
9. Латышев В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие. М., 1995.
10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.: ил.
11. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.
12. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. — М., 2006.
13. Психологические проблемы учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1977.
14. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. − Томск: Пеленг, 1997.
15. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной
деятельности. В помощь учителю начальных классов. − Томск: Пеленг, 1993.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
17.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
18. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
19. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).
20. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. − Томск:
Пеленг, 1992.
21. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. − Томск: Пеленг, 1993.
22. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? − Москва-
Рига, ПЦ Эксперимент, 2000.
23. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. − Москва-Рига: НЦП Эксперимент, 1999.
24. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. − М., 1998.
25. Якиманская И. С. Развивающее обучение. − М.: Педагогика, 1979.
26. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
27. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников. Самара: Корпорация "Федоров", 2003.
28. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1985.
29. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
30. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 6
Тема
Современные технологии в начальном образовании. Традиционная система обучения

План:
1. Традиционные школьные технологии.
Традиционное обучение как технология, ее достоинства и недостатки. Цели традиционного обучения, особенности содержания, методики и оценки в традиционном обучении. Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий: репрессивная среда в школе, социально-психологические последствия принуждения, подмена внутренней мотивации стимулированием, отсутствие внимания к личности ребенка, отсутствие реального воспитания личности, последствия подмены воспитания просвещением, чрезмерная «затратность» педагогического процесса.

2. Основные пути реформирования традиционной системы обучения.
Новое в содержании начального образования. Методологические ориентиры к поиску новых подходов к воспитанию, обучения и развитию младших школьников.
Три основные направления реформирования традиционной системы обучения:
а) Содержательное направление: введение двух стандартов образования, раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей, развитие природных задатков всех учащихся, забота о социально-нравственном развитии учащихся.
б) Организационное направление: оптимальная продолжительность учебного занятия, учебного дня, учебной недели. Принцип недопущения перегрузки.
в) Процессуальное направление: изменение поведенческого стиля педагога, способов его взаимодействия с учеником - переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися, исключение принуждения в обучении; активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организация партнерских отношений обучающихся и обучаемых, обеспечение диалогического общения не только между учеником и учителем, но и между учащимися.

3. Особенности традиционной системы обученияв программах «Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Перспектива», «Преемственность», «Школа 2000», «Школа 2100».

Литература
Основная
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Педагогика Ч. 2. Теория обучения (Дидактика): (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). - Майкоп: Качество, 1996. – 220 с. - (АГУ. Кафедра педагогики нач. обучения)
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная
1. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. – 112 с.
2. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. — М.,1995.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2000. — 256 с.
4. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 156 с.
5. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М., 2001.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 223 с.
8. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев [и др], гл. ред. В.М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 96 с.
9. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004. – 428 с.
10. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 566 с.
11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. – 815 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
13. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
14. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
15. «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы /Под научной редакцией А.А. Леонтьева; вып. 4. − М., «Баласс», 2000.
16. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999. – 216 с.
17. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
18. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 7
Тема
Технологии развивающего образования в России

План:
1. История вопроса.
Идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и др.
Развитие в культурно-исторической традиции. Развитие как присвоение социально-исторического опыта, универсальных человеческих способностей; как процесс интериоризации, как взаимодействие уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, как единство внешних и внутренних условий (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Сущность и содержание развивающего обучения в отечественной психологии. Понятие развивающего обучения в авторских системах Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера - С.Ю. Курганова.

2. Причины выделения развивающего обучения в самостоятельный вид обучения.
Основные системообразующие компоненты развивающего обучения: цель обучения − концепция развития ребенка в процессе обучения − содержание обучения − технология обучения (ведущий тип учения, управление процессом учения). Целеполагание в системах развивающего обучения. Специфика целеобразования в развивающем обучении: координация конечной цели и ближайших задач, их иерархия, множественность и многокомпонентность педагогических целей.

3. Содержание обучения в развивающих системах.
Различные подходы к структурированию содержания. Эмпирическое и теоретическое обобщение как основа построения содержания школьного обучения. Учение в структуре развивающего обучения. Философско-логическая основа теорий учения. В. В. Давыдов об основных теориях учения: ассоциативно-рефлекторная (Д.Б. Богоявленский, Н.А. Менчинская, И.Я. Лернер, И.Я. Краевский), деятельностная (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов, М.Н. Махмутов, В.С. Библер и др.). Особенности управления учением школьников (преподавание), взаимодействия участников образовательного процесса в системах развивающего обучения. Результативность развивающего обучения.

4. Образовательные модели развивающего обучения.
Разнообразие технологий развивающего обучения: система развивающего обучения Л.В. Занкова, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, технологии развития творческих качеств личности (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер, И.П. Иванов), личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская), технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), программированное обучение, проблемное обучение, деловые игры, модульное обучение и др.

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Педагогика Ч. 2. Теория обучения (Дидактика): (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). - Майкоп: Качество, 1996. – 220 с. - (АГУ. Кафедра педагогики нач. обучения)
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. - 384 с.
2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.
3. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 208 с.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения)
5. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).
6. Латышев В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие. - М., 1995.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512с.
8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.: ил.
9. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 182 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
10. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).
11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с.
12. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
13. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 8
Тема
Характеристика сущностных признаков развивающего обучения.

План:
1. Понятие развития в процессе обучения.
Общее понятие развития ребенка в процессе обучения. Показатели и характеристики развития в процессе обучения: развивающая цель, задачи; направленность развития; предмет развития; содержание развития; условия развития; механизмы, движущие силы развития; результат развития.
Соотношение обучения и развития. Л.С. Выготский о взаимодействии обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Взаимосвязь обучения и развития в различных образовательных парадигмах, видах обучения. Общие основы технологий развивающего обучения. Понятие развития в развивающих системах обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

2. Теория развивающего обучения, ее психолого-педагогические основы.
Основные задачи обучения в современной школе. Система начального обучения Л.В.Занкова. Концепция Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Система научных понятий – основной компонент содержания развивающего обучения. Коллективный учебный диалог. Коллективно-распределительная деятельность учеников и учителя. Рефлексивная оценка ситуации как предпосылка ее анализа. Постановка цели. План достижения цели. Перестройка сознания: изменение картины мира, динамичное его осознание, усиление регулирующей функции сознания, приобретение черт рефлексивности. Учебная деятельность как творческая.
Поисково-исследовательский и деятельностный типы учения школьников, способы их организации и управления со стороны учителя как основа технологии развивающего обучения. Технология развивающего обучения как система упорядоченных процедур образовательного процесса, обеспечивающих достижение заданного результата.

3. Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения.
Система научных понятий как предмет усвоения. Понятие как осознание практического преобразования объекта. Включение понятия в реальную деятельность ребенка. Ситуация продуктивного действия как реальная основа формирования учебной деятельности. Выделение учебно-практической задачи в процессе обучения детей новому для них практическому умению. Выделение в деятельности промежуточной задачи. Кульминационный момент в формировании учебной деятельности – включение в ее структуру понятия, фиксирующего принцип решения задач определенного класса. Переход к анализу системы понятий. Перестройка всех механизмов учебной деятельности.

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Педагогика Ч. 2. Теория обучения (Дидактика): (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). - Майкоп: Качество, 1996. – 220 с. - (АГУ. Кафедра педагогики нач. обучения)
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. − М.: ИНТОР, 1996.
4. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М., 2001.
5. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002.-512с.
7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.: ил.
8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. − Томск: Пеленг, 1993.
9. Репкин В.В. Развивающее обучение как система. – М., 1992.
10. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. − Томск: Пеленг, 1997.
11. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 182 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
12. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).
13. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические
основы развивающего обучения. − М.: АО Столетие, 1994.
14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
15. Якиманская И. С. Развивающее обучение. − М.: Педагогика, 1979.
16. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М., 1996.
17. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
18. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 9
Тема
Развивающая система обучения Л.В. Занкова

План:
1. Общая характеристика дидактической системы Л.В. Занкова.
2. Дидактические принципы обучения системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение программного материала в быстром темпе; осознание школьниками процесса учения; работа над развитием всех учащихся - как слабых, так и сильных; особая доверительная атмосфера обучения.
3. Особенности содержания учебных предметов в начальных классах.
4. Особенности методики обучения: многогранность, процессуальность, вариативность (гибкость), коллизийность, коллективный поиск и др.

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
4. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.

Дополнительная:
1. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 1968.
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.
3. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В. Занкова: Кн. для учителя / Сост. Зверева М.В., Н.К. Индик. М.: Просвещение, 1991.
4. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование/Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1975.
5. Занков Л.В. Беседы с учителями. − М.: Просвещение, 1975.
6. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М.В.Зверевой. М.: Педагогика, 1983.
7. Изучение развития учащихся учителем. Методические рекомендации для учителей начальных классов. / Под ред. М. В. Зверевой. − Самара, 1992.
8. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1965.
9. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М., 1995.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии.- 1998. – № 2. – С. 186-190.
11. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. М., 2001
12. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
13. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 10
Тема
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

План:
1. Общая характеристика системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
2. Концепция содержания начального образования в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
3. Основные принципы обучения: дедукция на основе содержательных обобщений,
принцип развивающего обучения, принцип деятельности, рефлексия.
4. Организация учебной деятельности как основная форма учения младших школьников. Урок в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
5. Методика обучения отдельным учебным предметам.
6. Отличия технологий обучения в системе начального образования Л.В. Занкова и системе начального образования Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Литература
Основная:
1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций): (Учеб. пособие). – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
5. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.

Дополнительная:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. − М.: ИНТОР, 1996.
3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические
проблемы построения учебных предметов. − М.: Педагогическое общество России, 2000.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие / В.В. Давыдов. − М.: Академия, 2004.
5. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В.В. Давыдова. − М., 1990.
6. Психологические проблемы учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1977.
7. Репкин В.В. Развивающее обучение как система. – М., 1992.
8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – М., 1993.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. – 1998. – № 2. – С. 191-201.
10. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. − Томск: Пеленг, 1997.
11. Цукерман Г.А. Виды обобщения в обучении. – М., 1973.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. − М., 1989.
13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. − М.; Воронеж, 1997.
14. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 148с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)
15. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 2. Методика и практика начального образования. В помощь учителю начальных классов: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003. – 64с. – (АГУ. Кафедра педагогики дошк. и нач. образования)

Самостоятельная работа студентов 11
Тема
Урок в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные инвариантные качества урока в системе Л.В. Занкова?
2. Какова специфика новых принципов обучения в системе Л.В. Занкова?
3. Каковы основные методические цели урока?
4. Какими путями достигаются эти цели?
5. Каковы особенности урока в системе Л.В. Занкова? (ответы сопровождать примерами из литературы)
6. Каковы основные особенности технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?
7. Какова роль теоретических знаний младших школьников в концепции Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? Какую роль в обучении и развитии играет содержательное обобщение?
8. Какова специфика учебных предметов в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?
9. Как организуется коллективно-распределенная деятельность?
10. Назовите основные признаки учебной деятельности младших школьников? В чем специфика ее оценивания?

Письменная работа:
1. Кратко опишите особенности урока в технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.
2. Проанализируйте любой урок по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
3. Кратко опишите особенности технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
4. Проанализируйте любой урок по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
5. Опишите особенности, специфику и различия уроков в развивающих системах обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...