Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие способностей и задатков
Способности личности можно разделить природные и специфические. 1)Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. 2)Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих: -теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга; -общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях; -учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия. Развитие способностей Существует несколько уровней их развития: 1.одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность; 2.мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством; 3.талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом; 4.гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.
Вопрос 12 Внимание - избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движений, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга. Внимание обеспечивается за счет явления доминанты - наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. Свойства внимания. Внимание характеризуется многими свойствами: концентрацией, избирательностью, распределением, объемом, интенсивностью, устойчивостью, отвлекаемостью.
1.Концентрация внимания представляет собой способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. 2.Избирательность внимания - это его сосредоточение на наиболее важных предметах. 3.Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. 4.Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности в один момент. 5.Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности. 6.Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта. 7.Отвлекаемостъ внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
Виды внимания. В число видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание. Выделяют 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. 1)Непроизвольное внимание, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. 2) произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. 3) послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий. Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. Опосредствованнымназывают внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме). Вопрос 13 Классификация ощущений Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека 5 разновидностей чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В отдельную группу были выделены болевые ощущения. Выделяют 3 основных класса ощущений: 1 По наличием непосредственного контакта рецептора с раздражителем, который вызывает чувство, выделяют дистантные и контактные ощущение Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в окружающей среде Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные 2 По расположению рецепторов принято делить ощущения на три группы: а) экстероцептивные (от лат - внешний) - отражают качества предметов и явлений окружающего мира, рецепторы находятся снаружи тела, к ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и другие ощущения; б) интероцептивные (от лат - внутри) - рецепторы расположены на внутренних органах и отражают их состояние, к ним относятся органические ощущения; в) проприоцептивные (от лат - собственный) - рецепторы расположены в двигательных аппаратах нашего организма, они дают нам информацию о движении и положении тела в пространстве Это кинестезические и статические ощущения Закономерности ощущений Человек воспринимает мир своими сенсорными системами, познает его и изучает, мы мыслим нашими ощущениями, каждая мысль порождается именно ими. Вопреки тому, что сенситивный мир кажется нам безграничным и неосязаемым, у ощущений все же есть свои закономерности. Ученым удалось обуздать даже мир чувств. Есть 6 основных закономерностей ощущений: порог чувствительности; адаптация; контраст; взаимодействие; сенсибилизация; синестезия. 1. Порог чувствительности –опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц. У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя. Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна. 2. Адаптация –процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой. 3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее. 4.Взаимодействие –изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается зрение. 5. Сенсибилизация–повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть. 6. Синестезия –одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям. Вопрос 14 Понятие о восприятии, свойства восприятия. Восприятие – отражение комплексного раздражителя. Феномен восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от: 1) своих интересов, потребностей, способностей 2) прошлого опыта (чем богаче опыт, тем шире восприятие) 3) поставленной задачи и мотивов деятельности (Что слышит скрипач в первую очередь, слушая оркестр?) 4) установки (восприятие Хлестакова в комедии Гоголя «Горе от ума») 5) эмоционального состояния (эмоции могут искажать восприятие)
Свойства восприятия: 1. Целостность – в процессе восприятия создается целостный образ предмета. 2. Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. 3. Структурность восприятия – восприятие создает целостный образ, имеющий структуру, а не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос. 4. Осмысленность восприятия – образы восприятия всегда имеют определенное смысловое значение, т.к. восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Виды восприятия. 1) В зависимости от степени целенаправленности деятельности, восприятие разделяют на:непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Каждый человек, идя по улице увидит каждый свое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
2) В зависимости от форм движения материи, воспринимаемых человеком выделяют: -Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. - Восприятие пространства –отражение объективно существующего пространства. Проявляется в восприятии: формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. -Восприятие движения –отражение изменений положения объектов в пространстве. Не является врожденным. - Восприятие человека человеком –отражение образа другого человека и формирование отношения к нему.
Иллюзии Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия. Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне. Вопрос 16 Закономерности процессов памяти Выделяют 4 процесса: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание На результативность запоминания, хранения и воспроизведения информации влияет множество факторов, например: -знакомость стимула (объекта запоминания); -число повторений; -степень смысловой организованности материала; -глубина переработки; -мотивация, наличие желания и установки на запоминание; -владение мнемотехническими приемами; -эмоциональное состояние во время запоминания и воспроизведения информации. Развитие других познавательных процессов (внимания, мышления, воображения). 1. Запоминание – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности 2. Хранение – накопление материала в памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. 3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. 4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание: - возраст; - характер информации и степень ее использования; - интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала; - подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации). 5. Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Вопрос 17. Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!) В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышления может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают? Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |