Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления в психологии XX века




Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности.

Направления психологии в 20 веке:

Течение бихевиоризма – основоположник Джон Уотсон: психология как наука не должна заниматься сознанием, душевными явлениями, которые не доступны научному наблюдению, а поведением. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений за поведением, с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующий стимул. S→R (стимул-реакция).

Необихевиористы: S →I→ R. Предметом изучения психологии является поведение, а не душа и сознание и т.п.

Гештальтпсихология – основатель был немецкий ученый Макс Вертхеймер. Выдвинул программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Гештальт (форма, образ, структура) - это пространственная наглядная форма, воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Разработали теорию психологического образа, первыми применили системный подход к изучению психических явлений. Предмет психологии – целостный образ воспринимаемых предметов.

Глубинная психология (психоанализ) – психика содержит 3 образования: «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». «Я» - это сознание. «ОНО» - влечение или мотивация. «СВЕРХ-Я» - совесть. Основой развития конфликтов является конфликт между «оно» и «сверх - я». Предмет изучения психологии – влечение.

Основные принципы психологии

Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности.

Основные принципы:

1.Принцип детерминизма (причинности) – общенаучный принцип, этот принцип отражает факт взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияний различных объектов и явлений реального мира, при которых действия одних выступают причиной возникновения или изменения других.

2.Принцип системности – любое явлении изучается как единое целое.

Система – это совокупность множества элементов, находящихся в тесных, разнообразных и относительно устойчивых взаимоотношениях, функционирующая как единое целое.

3.Принцип развития – выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества.

 

Категории и методы психологического исследования

Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности.

Категории, которые составляют предмет и содержание психологии.

*Мотив

*Образ

*Деятельность

*Личность

*Общение

*Переживание

Методы психологического исследования:

1.наблюдение – преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие внешних проявлений психики. 

2.самонаблюдения (интроспекция) – это метод наблюдения человека за собственными психическими явлениями.

3.эксперимент – отличатся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Бывает лабораторный (в искусственных условиях, со строгим контролем всех влияющих факторов), естественный (это психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение, незаметно для испытуемого), обучающий (метод исследования и формирования психического процесса, состояния, качества личности)

4.тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного развития или качества личности

5.анкета – это методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющее опросный лист, для получения ответов, на заранее составленную систему вопросов.

6.социометрия – метод исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимостью

7.интервью – сбор информации, полученной в виде ответов на заранее сформулированные вопросы.

8.беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения

Эффективность любого метода зависит от его валидности (соответствие тому для чего он предназначается) и надежности (позволяет получить одни и те же результаты, при многократном использовании метода).

Психика и мозг человека. Строение нервной системы

Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.

Функция психики:         

- отражение объективной реальности

- регулирование поведения, активности, деятельности

- обеспечение выживания организма

Структура психики

Структуру определяют психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психический процесс – это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, проявляющейся в виде реакций, и длящиеся от доли секунды до десятков минут.

Вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы делятся на 3 вида:

1.Познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление.

2.Эмоциональные – эмоции, чувства, переживания.

3.Волевые – принятие решения, волевое усилие и т.п.

Психическое состояние – уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, свойственные для него, в каждый данный момент времени (могут длиться в течение часов, дней, лет и т.п.).

Психические состояния имеют рефлекторную природу. Они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.

Наиболее изученными являются общие психические состояния и эмоциональное состояние (настроение). Наиболее устойчивыми являются психические свойства.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства делятся на:

- на интеллектуальные свойства

- волевые свойства (решительность, настойчивость и т.п.)

- эмоциональные свойства (чуткость, нежность и т.п.)

Структурные образования, которые объединяют в себя различные психические свойства:

1.жизненная позиция личности – включает в себя систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую уровень активности человека.

2.Темперамент – система природных свойств личности, характеризующая динамическую сторону поведения.

3.Способности – это система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющие творческие возможности личности.

4.Характер – система отношений и способов поведения.

Психика и мозг

ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Спинной мозг регулирует работу мышц туловища и конечностей. Помещаются центры наиболее простых рефлексов. В ствольной части головного мозга, содержащей продолговатый мозг, мозжечок и средний мозг, происходит регуляция работы внутренних органов и сложных движений организма, обеспечивающих устойчивое равновесие при ходьбе, беге и т.д. Самыми высокими отделами ЦНС являются большие полушария головного мозга. Расположена кора головного мозга, толщиной 2-5мм и содержащей 15млрд клеток. Левое (у правшей) отвечает за информацию, представленную с помощью речи, счет, чтение и логические рассуждения. Правые (у правшей) – отвечает за творчество, оперирует образами и т.п.

Деятельность мозга, построена по рефлекторному типу. Все рефлексы делятся на безусловные (являются врожденные и относительно неизменные реакции организма на внешние воздействия + некоторые врожденные движения) и условные (это благо приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни индивида, не закрепляется генетически и не передается по наследству).

Близким к безусловным рефлексам по характеру проявления является инстинкт, т.е. врожденные неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида. Это врожденная последовательность реакций в ответ на строго-определенный раздражитель. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...