Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории обучения и воспитания в отечественной и зарубежной науке.
Первые системы обучения и воспитания появляются в Греции и вырастают из древнегреческой философии. В Древней Греции существовало две основных системы воспитания. Спартанская система обучения.Большое вниманиев спартанской системеобучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Помимо военно-физических упражнений, они изучали домоводство, правила по уходу за детьми. Афинская система обучения.Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Потом из школы грамматиста, они шли в школу палистра, где подростки занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфибии, обучение в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале ХVIIв. Этому способствовал трактат Ф.Бэкона «О достоинстве и увеличении наук». Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я.А. Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Гербарт. Основные направления развития школы педагогики в России: педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип индустриализации, коллективизма; по большевистской теории, школа должна стать важным средством пропаганды; важной задачей было воспитание физически здорового человека; интересы человека, как личности, зачастую не брались во внимание; в «Программе семилетней Единой трудовой школы» 1921г сделана попытка установить более тесную связь обучения с современностью, развить инициативу у учеников и учителей. Основные деятели послереволюционного периода: А.С.Макаренко – поддерживал идею коллективного воспитания, основу которого составляло единство трудового коллектива педагогов и воспитанников, способствующее развитию личности и индивидуальности. В.А. Сухомлинский – работал над аспектами теории и практики воспитания, отстаивал идеи гуманизации школьного образования. П.П.Блонский – развил теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня обучения. Одно из основных отличий современной зарубежной педагогики от российской заключается в большем участии ученика в процессе обучения: самообучение и самоконтроль занимают в ней основополагающее место.
Типы и виды педагогических экспериментов. Эксперимент - система приемов и методов изучения явления. Классификация педагогического эксперимента возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др. По времени выделяют длительные и кратковременные эксперименты. Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. По структуре выделяют простые и сложные эксперименты. Практически в любом эксперименте используется комплекс методов: наблюдение, опросы, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы. По целям различают формирующие и констатирующие эксперименты. Формирующий эксперимент – метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции учебно-воспитательного процесса. По организации проведения выделяют лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. В лабораторных условиях эксперимент проводится тогда, когда необходимо использовать специальную аппаратуру. Считается, что эксперимент проводится в естественных условиях в тех случаях, когда испытуемые чувствуют себя в привычной обстановке, то есть на спортплощадке, в классе, в кабинете информатики и вычислительной техники, в мастерской. Комплексный эксперимент соответственно предполагает исследование как в специально оборудованной лаборатории, так и в повседневной обстановке. По степени гласности различают открытые и закрытые эксперименты. Под открытыми понимаются такие, когда испытуемым объявляются задачи эксперимента. Закрытым эксперимент бывает тогда, когда испытуемые ни о чем не догадываются. По функции выделяют разведочный, основной и контрольный эксперименты. Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей. Пилотажный эксперимент выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. В традиционном эксперименте меняется лишь одна часть – независимая переменная, а при многофакторном – несколько переменных. По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Виды педагогического эксперимента Констатирующий педагогический эксперимент используется для констатации фактов, определения связей между педагогическим воздействием и результатами. Он позволяет установить исходные данные для дальнейшего исследования. Сравнительный педагогический эксперимент проводится с целью сравнения результатов обучения и воспитания в контрольных и экспериментальных классах. Формирующий педагогический эксперимент используется для оптимизации учебного процесса. Поисковый (корректирующий) педагогический эксперимент проводится с целью поиска оптимального содержания, методов, средств и форм обучения. Контролирующий педагогический эксперимент применяется с введением нового фактора для контроля и определения эффективности его воздействия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |