Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика профессионального образования как отрасль педагогической науки. Учебные задачи курса. Связь с другими предметами.




Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Уже к 1800 г. было создано более 70 учебно-методических пособий. С 1846 г. появляются первые научно-обоснованные программы производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Маркова и Д.К. Советкина стали основой русской системы производственного обучения. В настоящее время развитие методики профессионального обучения происходит по двум относительно самостоятельным направлениям:

Первое направление – развитие методики производственного обучения. На ее основе сформировалась теория профессионального обучения.

Второе направление – относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания технических дисциплин: электротехники, черчения, технической механики и т.д.

Методики преподавания технических дисциплин по своему научному уровню еще далеки от методик преподавания общеобразовательных и естественно-научных предметов (русский язык, математика, физика и т.д.). Методика профессионального обучения как дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД). МПО занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения. Изучение МПО также базируется на знаниях не только дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла, но и на знаниях общепрофессионального цикла и отраслевых дисциплин. При организации практики обучения МПО базируется на методологических и дидактических основах общей профессиональной педагогики (ОПП), учитывает физическую и умственную работоспособность учащегося в разные периоды его развития, возрастные особенности становления личности, особенности учебно-профессиональной деятельности с опорой на знания о проектировании педагогических ситуаций и основные положения методики воспитательной работы (МВР) и т.д. Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагога. Среди педагогов-исследователей, занимающихся предметными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету – прикладная дисциплина, содержащая рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины. Но знание предмета – это лишь один из факторов реализации методики обучения. Ответ кроется в рассмотрении объектов познания технических наук и методики обучения. Объектами познания технических наук являются технические устройства и системы. Методика профессионального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания – общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессионального обучения – закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения. Учебные задачи курса: МПО включает в себя два компонента:

1)Содержательный компонент состоит из трех составляющих:

1. Концептуальная (знаниевая)-это система знаний и умений о проектировании, конструировании, разработке и применении специальных средств обучения.

2. Дидактическая - это содержание обучения, методы, методические приемы, приемы педагогической техники, организационные формы, дидактические средства.

3. Диагностическая - это профессионально-методическая компетентность педагога и индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности учащегося.

2)Процессуальный компонент - это воплощение на практике заранее сконструированной совместной модели деятельности преподавателя и учащихся по формированию знаний, умений и способностей.

Связь с другими предметами: большое значение для построения методики профессионального обучения как науки имеет ее тесная связь с дидактикой и с той наукой, основы которой составляют содержание данного предмета обучения. Кроме того, дидактика, являясь общей теорией воспитания, образования и обучения, представляет собой главную теоретическую базу методики и своей методологией и общетеоретическими положениями. Для разработки целесообразной и эффективной системы педагогического воздействия методика преподавания профессионального обучения опирается на данные педагогической психологии, физиологии, высшей нервной деятельности, логики, кибернетики, эргономики и другие. При обосновании системы курсов используются знания по логике, истории науки и науковедению и другие. Связь методики профессионального обучения с наукой, основы которой преподаются в вузе, проявляются в отборе, структуризации и предъявлении содержательной учебной информации по дисциплинам, входящим в содержание основной образовательной программы, определении специфики содержания данной методики обучения конкретной дисциплине, придании ей специфических черт.

(Вопрос 3)

Теоретико-методологические основы профессионального обучения.

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся.

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;

• планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи новых фрагментов учебного материала;

• осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;

• организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

• анализ и оценку результатов обучения.

Профессионально-познавательная деятельность компоненты:

• анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;

• осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;

• планирование и организация своей учебной деятельности;

• самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

• самоанализ и самооценка результатов.

Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся.

Вопрос 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 591.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...