Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Василий Павлович Худояров (1831-1892)
Происходит из семьи художников-ремесленников, занимавшихся лаковой росписью в Нижнем Тагиле и работавших по заказам Н.А. Демидова для его московских и петербургских имений. О раннем этапе его творческой деятельности известно только то, что он помогал своему отцу Павлу Федоровичу Худоярову создании заказных икон для нужд представителей местной администрации Тагильского завода, купечества и местного населения. Известно также то, что с картины «Вид Меднорудянского рудника» (1849) начинается его путь как живописца. Эта картина была замечена вдовой П.Н. Демидова, Авророй Карловной, приезжавшей в Нижний Тагил в том же году и посетившей выставку художественных достижений сотрудников завода, организованной местной конторой заводоуправления. После чего для него были начаты хлопоты по ходатайству автора на проживание в Петербурге с целью последующего поступления в Императорскую Академию Художеств. В 1852 г. эти хлопоты были возобновлены, а в 1855 г. В.П. Худояров покинул Нижний Тагил и направился в Петербург, где сразу после прибытия он поступил в школу рисования вольноопределяющихся при академии, известную как «школа на Бирже», напротив Дворцового моста. Около 1859 г. В.П. Худояров успешно выдержал экзамены и поступил на обучение в ИАХ, где сохранял статус вольноопределяющегося, вплоть до конца своего обучения (в сохранившемся ЦГИА билете на право проживания в Петербурге на 1864 г. он значится в этом статусе). За учебные работы награждался двумя малыми (обе — 1862) и двумя большими (обе — 1863) серебряными медалями. Кроме того в 1863 г. его работа «Меркурий, усыпляющий Аргуса» получила право на участие в конкурсе на получение Малой золотой медали, не смотря на это малые золотые медали были присуждены картинам Г.С. Седова и Н.А. Кошелева, участвовавшим в конкурсе. Впоследствии эта работа попала в экспозицию Художественного музея города Перми. В 1865 выпущен из Академии со званием классного художника 3-й степени (в некоторых источниках — неклассного (свободного) художника). После значительных материальных трудностей продолжавшихся с 1865 по начало 1870-х гг. художник становится востребованным мастером, чему в значительной степени способствовал его давняя дружба с И.Н.Крамским, нередко помогавшего ему деньгами и заказами. Во многом благодаря ему автор по заказу писал портреты, пейзажи, жанровые картины обращался к историческим и библейским сюжетам. Работал по заказам императорской семьи по рекомендации И.Н. Крамского, что по свидетельству тагильского журналиста А. Малышева в его статье «Талантливый художник» (Тагильский рабочий, 1958), было отражено в приказе императорского двора. Участвует в академических выставках (1876–1887, с перерывами) в Петербурге, Екатеринбурге. В то же время он выполнял образа для церквей св. Александра Невского при Доме трудолюбия Петровского общества вспоможения бедным, Георгия Победоносца при Генеральном и Главном штабе, св. Иоанна Предтечи при Мариинско-Сергиевском приюте в Петербурге (все — конец 1880-х — начало 1890-х). В конце 1870-х В.П. Худояров выполняет заказ по созданию иконописных образов для тагильского храма св. Александра Невского в Нижнем Тагиле, посвященного событию освобождения крестьянства в России, попечителем строительства которого был назначен Д.П. Шорин. Вероятно, благодаря давним дружеским отношениям Д.П. Шорина с отцом художника, П.Ф. Худояровым, именно Василий Павлович получает этот заказ. В последующие годы В.П. Худояров активно работал, его мастерство возрастало, он активно участвовал в академических выставках. Главными предпочтениями в творчестве живописца были бытовой портрет и деревенские пейзажи. Можно перечислить некоторые из экспонировавшихся работ: 1876 — Рыбак (Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева), 1879 — Портрет княгини О.Н. Амилахвари (местонахождение не известно), 1882 — портреты имп. Александра III, В.П. Сукачева, П.П. Сукачева, Н.В. Сукачевой, (Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева), 1884 — Деревенская девушка (местонахождение не известно), 1887 — На берегу залива, Сельский пейзаж (Лето) (частные собрания), Крамской И.Н. на этюде (в 1888 г. эту картину купил за 200 р. Д.П. Шорин на академической выставке). Прекрасное представление о творчестве В.П, Худоярова дают семь картин из коллекции Иркутского областного художественного музея. Все они происходят из собрания В.П. Сукачева, основателя картинной галереи в г. Иркутске, собиравшего картины, преимущественно художников круга передвижничества. Возможно, про творчество В.П. Худоярова можно сказать весьма прозаическими словами известной пословицы: «Он пил из маленького стакана, зато своего». Творчество этого художника представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим», Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств, Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева и других.
Биографический материал взят из кн. Силоновой О. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII-XIXвека. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленныхпрофессий Демидовыми / Ольга Силонова[Нижний Тагил] – Екатеринбург: Баско, 2007 с. 332-373
Приложение:
В косых лучах хорошо заметна фактура холста.
Моделировка формы головы
Упрощенная деталировка позумента на мундире
В оригинальном портрете эмоционально-психологический образ иной
Голова в ИК спектре
Прорисовка деталей в ИК спектре
Подпись в УФ находится под лаком, вокруг лак поновлен
Следы реставраций в УФ
На рентгенограмме виднописьмо белилами. Изменений рисунка, живописной проработки и иных правок не наблюдается.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |