Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и сущность Просвещенного абсолютизма.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание Введение…………………………………………………………………………...5 1. Понятие и сущность Просвещенного абсолютизма………………………….7 2. Основные мероприятия внутренней политики Екатерины II……………...11 Заключение…………………………………………………………………...….25 Список литературы…………………………………………..………………….27
Введение Просвещенный абсолютизм – высший этап в развитии абсолютизма, «апогей абсолютизма вообще». Политика просвещенного абсолютизма была характерна для ряда стран Европы середины XVIII века и была основана на идеях эпохи Просвещения. В исторической науке вопросы политики просвещенного абсолютизма изучены достаточно хорошо. От дореволюционных лет остались фундаментальные исследования русских учёных - Н. И. Кареева[1] и П. П. Митрофанова[2], а также ряда других авторов. В советские годы реформы просвещенного абсолютизма специально не изучались, но проблемы, связанные с ними, затрагивались в трудах, посвященных истории отдельных стран. В 1990-е–2000-е гг. появилось несколько значительных исследований, посвященных истории реформ в России[3]. При этом, однако, обобщающие работы по истории политики просвещенного абсолютизма зарубежных стран российскими историками до сих пор не созданы. За рубежом имеется немало обобщающих исследований, в том числе П. Вошера, Ф. Блюша, Л. Гершоу, Ж. Мейера. В 1985 г. в Париже и Будапеште вышла коллективная публикация «Просвещенный абсолютизм», подготовленная по материалам специально проведенного коллоквиума венгерскими историками при участии выдающегося французского исследователя А. Собуля.[4] Таким образом, несмотря на значительное количество публикаций, посвященных политике просвещенного абсолютизма, данная проблема все еще актуальна для исследования. Дискуссионной проблемой в отечественной исторической науке остаются вопросы сущности, исторической роли и идейных особенностей политики «просвещенного абсолютизма» в России. И хотя данной проблеме уделяли внимание в своих исследованиях такие историки, как Н.М. Дружинин, Н.И. Павленко, И.А. Федосов и др., четкой позиции по этому вопросу до сих пор нет. В настоящей работе мы попытаемся проанализировать политику просвещенного абсолютизма в Европе, выявить ее идейную основу, крупнейших мыслителей, философов, оказавших влияние на становление и развитие концепции просвещенного абсолютизма, и характерные признаки последнего. Кроме того, анализу также будет подвергнута политика просвещенного абсолютизма в России – реформы, проведенные в России в 1762 – 1796 гг. императрицей Екатериной II.
Понятие и сущность Просвещенного абсолютизма. «Просвещенный абсолютизм» - это явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития большинства европейских стран в 60 – 80 гг. XVIII века. Данный политический курс возник под непосредственным влиянием идей эпохи Просвещения, получивших широкое распространение в Европе в XVIII веке. Мысль о государстве во главе с «просвещённым монархом», способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, приспособить ее к еще только зарождающимся капиталистическим реалиям, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители, среди которых – Ж.-Ж. Руссо, Мелье, Дидро, Монтескьё, Вольтер сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в XVII веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. И одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов, «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Как отмечает в этой связи И.А. Гольцова, в европейских странах сложилось две основные формы реализации «разумной концепции».[5] То есть, концепции, ставшей основой политики просвещенного абсолютизма. Первая была тесно связана с идеями Ж.-Ж. Руссо, Мелье, Дидро и других представителей французского Просвещения, которые в конечном итоге привели к расшатыванию основ абсолютной монархии в правлении Людовика XVI (1774–1792) во Франции и к появлению «буржуазной революционности» среди представителей так называемого третьего сословия. Вторая форма реализации идей Просвещения сложилась в основном как реакция на «растущее недовольство масс» и получила воплощение в реформах «просвещенного абсолютизма», характерных для Пруссии и Австрии.[6] При этом стоит отметить, что философы эпохи Просвещения в большинстве своем никогда не посягали на монархию как форму правления, не стремились к радикальному переустройству общественных порядков. Вольтер, физиократы Кенэ, Ривьер, Тюрго принадлежали к «умеренному крылу» Просвещения. Они совсем не считали, что республика – это идеальная форма правления, и что следует как можно скорее отказаться от абсолютной монархии. Их идеалом по-прежнему была монархия, но во главе с просвещенным монархом, который должен был бы прислушиваться к философам. Вот почему просвещенный абсолютизм в XVIII веке часто называли «союзом философов и государей», а вся политика просвещенного абсолютизма носила очень умеренный характер. Термин «просвещенный абсолютизм», так же, как и используемый большинством зарубежных учёных синонимичный «просвещенный деспотизм», появился в трудах немецких историков первой половины XIX в. Современниками этой политики для ее наименования часто использовалось понятие «легальный деспотизм» («законный деспотизм», «законная монархия»). Впервые оно было употреблено французским физиократом П. П. Мерсье де Ла Ривьером в книге «Естественный и необходимый порядок общественных учреждений», где он доказывал, что только сильная абсолютистская власть способна обеспечить успешное реформирование общества[7]. Хронологические рамки политики просвещенного абсолютизма – середина XVIII века (чаще всего границами данной политики считают 1740 и 1789 гг. – время вступления на престол прусского короля Фридриха II и начало Великой Французской Революции соответственно). Просвещенный абсолютизм - это политика реформ, осуществлявшихся в целях модернизации институтов феодального общества, их приспособления к наиболее назревшим потребностям развивающихся капиталистических отношений. Реформы являлись «объективно буржуазными преобразованиями, проводившимися дворянскими (абсолютистскими) режимами»[8] и представляли один из конкретно исторических вариантов «реформ сверху». «Просвещенный абсолютизм — апогей абсолютизма вообще»[9], он органически вытекал из его предшествующих форм, являлся закономерным результатом их развития. Причины политики просвещенного абсолютизма (по мнению В.С. Антипова): 1. Неуклонное развитие в недрах феодального общества капиталистического уклада. 2. Возрастание влияния буржуазии. 3. Необходимость преодоления экономической нестабильности. 4. Необходимость поддержания социальной и политической устойчивости. 5. Распространение в массовом сознании представлений о насущной потребности преобразований. Впрочем, нельзя не отметить, что главные причины политики просвещенного абсолютизма крылись, безусловно, не в деятельности учёных-просветителей и монархов, а в более глубоких экономических и социальных обстоятельствах, связанных с переходом от феодальных отношений к капиталистическим. В.С. Антипов предложил оригинальную типологию политики просвещенного абсолютизма[10]. Он выделил следующие разновидности реформ в рамках политики просвещенного абсолютизма: · Типология реформ по характеру и направленности. · Типология реформ по времени проведения (хронологическому принципу). · Типология национальных моделей. В рамках политики просвещенного абсолютизма был проведен целый комплекс реформ, затрагивающих в отдельных сферах общественной жизни коренные устои феодализма. Так, по сферам преобразований реформы можно разделить на политико-административные, церковные, юридические и судебные, экономические, крестьянские, в областях образования и культуры, в военном деле. В целом же, реформы в рамках политики просвещенного абсолютизма затрагивали следующие направления: 1. Попытки кодификации законодательства. 2. Отделение суда от администрации. 3. Законодательное закрепление прав и привилегий сословий и общественных организаций. 4. Ограничение влияния церкви. 5. Развитие образования, поощрение наук.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |