Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и сущность Просвещенного абсолютизма.




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

1. Понятие и сущность Просвещенного абсолютизма………………………….7

2. Основные мероприятия внутренней политики Екатерины II……………...11

Заключение…………………………………………………………………...….25

Список литературы…………………………………………..………………….27

 

Введение

Просвещенный абсолютизм – высший этап в развитии абсолютизма, «апогей абсолютизма вообще». Политика просвещенного абсолютизма была характерна для ряда стран Европы середины XVIII века и была основана на идеях эпохи Просвещения.

В исторической науке вопросы политики просвещенного абсолютизма изучены достаточно хорошо. От дореволюционных лет остались фундаментальные исследования русских учёных - Н. И. Кареева[1] и П. П. Митрофанова[2], а также ряда других авторов. В советские годы реформы просвещенного абсолютизма специально не изучались, но проблемы, связанные с ними, затрагивались в трудах, посвященных истории отдельных стран.

В 1990-е–2000-е гг. появилось несколько значительных исследований, посвященных истории реформ в России[3]. При этом, однако, обобщающие работы по истории политики просвещенного абсолютизма зарубежных стран российскими историками до сих пор не созданы.

За рубежом имеется немало обобщающих исследований, в том числе П. Вошера, Ф. Блюша, Л. Гершоу, Ж. Мейера. В 1985  г. в Париже и Будапеште вышла коллективная публикация «Просвещенный абсолютизм», подготовленная по материалам специально проведенного коллоквиума венгерскими историками при участии выдающегося французского исследователя А. Собуля.[4]

Таким образом, несмотря на значительное количество публикаций, посвященных политике просвещенного абсолютизма, данная проблема все еще актуальна для исследования.

Дискуссионной проблемой в отечественной исторической науке остаются вопросы сущности, исторической роли и идейных особенностей политики «просвещенного абсолютизма» в России. И хотя данной проблеме уделяли внимание в своих исследованиях такие историки, как Н.М. Дружинин, Н.И. Павленко, И.А. Федосов и др., четкой позиции по этому вопросу до сих пор нет.

В настоящей работе мы попытаемся проанализировать политику просвещенного абсолютизма в Европе, выявить ее идейную основу, крупнейших мыслителей, философов, оказавших влияние на становление и развитие концепции просвещенного абсолютизма, и характерные признаки последнего. Кроме того, анализу также будет подвергнута политика просвещенного абсолютизма в России – реформы, проведенные в России в 1762 – 1796 гг. императрицей Екатериной II.

 

 

Понятие и сущность Просвещенного абсолютизма.

«Просвещенный абсолютизм» - это явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития большинства европейских стран в 60 – 80 гг. XVIII века. Данный политический курс возник под непосредственным влиянием идей эпохи Просвещения, получивших широкое распространение в Европе в XVIII веке. 

Мысль о государстве во главе с «просвещённым монархом», способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, приспособить ее к еще только зарождающимся капиталистическим реалиям, получила в XVIII веке широкое распространение.

Французские просветители, среди которых – Ж.-Ж. Руссо, Мелье, Дидро, Монтескьё, Вольтер сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в XVII веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. И одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов, «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости.

Как отмечает в этой связи И.А. Гольцова, в европейских странах сложилось две основные формы реализации «разумной концепции».[5] То есть, концепции, ставшей основой политики просвещенного абсолютизма. 

Первая была тесно связана с идеями Ж.-Ж. Руссо, Мелье, Дидро и других представителей французского Просвещения, которые в конечном итоге привели к расшатыванию основ абсолютной монархии в правлении Людовика XVI (1774–1792) во Франции и к появлению «буржуазной революционности» среди представителей так называемого третьего сословия.

Вторая форма реализации идей Просвещения сложилась в основном как реакция на «растущее недовольство масс» и получила воплощение в реформах «просвещенного абсолютизма», характерных для Пруссии и Австрии.[6]

При этом стоит отметить, что философы эпохи Просвещения в большинстве своем никогда не посягали на монархию как форму правления, не стремились к радикальному переустройству общественных порядков.

Вольтер, физиократы Кенэ, Ривьер, Тюрго принадлежали к «умеренному крылу» Просвещения. Они совсем не считали, что республика – это идеальная форма правления, и что следует как можно скорее отказаться от абсолютной монархии. Их идеалом по-прежнему была монархия, но во главе с просвещенным монархом, который должен был бы прислушиваться к философам. Вот почему просвещенный абсолютизм в XVIII веке часто называли «союзом философов и государей», а вся политика просвещенного абсолютизма носила очень умеренный характер.

Термин «про­свещенный абсолютизм», так же, как и используемый большинством зарубежных учёных синонимичный «просвещенный деспотизм», появился в тру­дах немецких историков первой половины XIX в.

Современниками этой политики для ее наиме­нования часто использовалось понятие «легальный деспотизм» («законный деспотизм», «законная мо­нархия»). Впервые оно было употреблено француз­ским физиократом П. П. Мерсье де Ла Ривьером в книге «Естественный и необходимый порядок обще­ственных учреждений», где он доказывал, что только сильная абсолютистская власть способна обеспечить успешное реформирование общества[7].

Хронологические рамки политики просвещенного абсолютизма – середина XVIII века (чаще всего границами данной политики считают 1740 и 1789 гг. – время вступления на престол прусского короля Фридриха II и начало Великой Французской Революции соответственно).

Просвещенный абсолютизм - это политика реформ, осу­ществлявшихся в целях модернизации институтов феодального общества, их приспособления к наи­более назревшим потребностям развивающихся капиталистических отношений. Реформы явля­лись «объективно буржуазными преобразованиями, проводившимися дворянскими (абсолютистскими) режимами»[8] и представляли один из конкретно­ исторических вариантов «реформ сверху». «Просвещенный абсолютизм — апогей абсолютизма вообще»[9], он органически вытекал из его предшеству­ющих форм, являлся закономерным результатом их развития.

Причины политики просвещенного абсолютизма (по мнению В.С. Антипова):

1. Неуклонное развитие в недрах феодального общества капиталистического уклада.

2. Возрастание влияния буржуазии.

3. Необходимость преодоления экономической нестабильности.

4. Необходимость поддержания социальной и политической устойчивости.

5. Распространение в массовом сознании представлений о насущной потребности преобразований.

Впрочем, нельзя не отметить, что главные причины политики просвещенного абсолютизма крылись, безусловно, не в деятельно­сти учёных-просветителей и монархов, а в более глубоких экономических и социальных обстоятельствах, свя­занных с переходом от феодальных отношений к ка­питалистическим.

В.С. Антипов предложил оригинальную типологию политики просвещенного абсолютизма[10]. Он выделил следующие разновидности реформ в рамках политики просвещенного абсолютизма:

· Типология реформ по характеру и направлен­ности.

·  Типология реформ по времени проведения (хронологическому принципу).

·  Типология национальных моделей.

В рамках политики просвещенного абсолютизма был проведен целый комплекс реформ, затрагивающих в отдельных сферах общественной жизни коренные устои феодализма.

Так, по сферам преобразований реформы можно разделить на полити­ко-административные, церковные, юридические и судебные, экономические, крестьянские, в областях образования и культуры, в военном деле.

В целом же, реформы в рамках политики просвещенного абсолютизма затрагивали следующие направления:

1. Попытки кодификации законодательства.

2. Отделение суда от администрации.

3. Законодательное закрепление прав и привилегий сословий и общественных организаций.

4. Ограничение влияния церкви.

5. Развитие образования, поощрение наук.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...