Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новые тенденции в развитии русского искусства XVI в.




Общие тенденции, характерные для развития русской культуры XVI в., проявились и в эволюции изобразительного искусства. Возросший интерес общества к «ученому», богословскому знанию вел в XVI в. к обновлению и усложнению иконографии, предметом изображения все чаще становились, наряду с событиями Священной истории, сложные богословские аллегории. Стремление к полноте знания, «энциклопедичности» приводило к созданию икон, на которых соединялись в единое целое ряд таких композиций. Характерным для положения, сложившегося в XVI в., можно считать и то, что изобразительное искусство широко использовал правитель для упрочения своей власти. Трон Ивана IV был украшен изображениями сцен из «Сказания о великих князьях владимирских». Те же сцены были изображены и в росписях Золотой палаты Кремля, выполненных по заказу царя после пожара Москвы в 1547 г. Сохранившееся описание утраченных фресок позволяет видеть в них выполненную средствами изобразительного искусства параллель к той картине всемирной и русской истории, которая была обрисована в русском Хронографе и «Степенной книге». Созданная в эти же годы огромная икона «Церковь воинствующая» (ее более древнее название — «Благословенно воинство небесное») соединяет в одной композиции изображение небесного воинства во главе с архангелом Михаилом и русскими святыми и выступающего в поход под их защитой Ивана IV с его войском. В тесной связи с этими памятниками стоит огромный цикл иллюстраций к «Лицевому своду» — выполненному по заказу царя изложению всемирной и русской истории.

Большое, могучее государство, сильная власть нуждались и в создании монументальных памятников архитектуры, которые были бы зримой демонстрацией их мощи. С этой целью строились большие соборы в разных городах страны по образцу храма, построенного Фиораванти. В них, однако, была нарушена присущая Успенскому храму соразмерность. Такие соборы стали воплощением возвышающегося над человеком и подавляющего его могущества.

Кругу памятников, тесно связанных с решением важных для церкви и государства задач, можно противопоставить такое явление, как иконы так называемой «строгановской школы», создававшиеся на рубеже XVI—XVII вв. Небольшого размера, выполненные с ювелирной тщательностью, они явно должны были служить установлению личной, интимной связи между образом и его владельцем.

Древнерусская шатровая архитектура. Вторая половина XV—XVI в. — это время, когда древнерусское искусство развивалось вне художественных контактов с поствизантийским миром. Именно в эту эпоху были созданы архитектурные памятники, которые следует оценить как совершенно самостоятельный вклад в развитие средневековой архитектуры. Речь идет о памятниках шатрового зодчества. В появлении шатровых храмов нашли свое завершение поиски древнерусских мастеров, направленные на передачу могучего, устремленного ввысь движения. Наиболее замечательные памятники шатрового зодчества в России XVI в. —это церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г., и Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), поставленный в честь победы после взятия русскими Казани (1554— 1560 гг.).     J

Музыка. Начиная с XVI в. можно составить конкретное представление и о развитии русского хорового пения. Использовавшаяся в это время; система нотных крюковых записей расшифрована исследователями и, несмотря на ее определенное несовершенство (отсутствие точной фиксации высоты звука и указаний на его длительность), позволяет составить представление о характере творчества работавших в то время мастеров. Исследователи установили, что в это время существовал целый ряд хоровых распевов и разные музыкальные школы (в частности, новгородская и московская). Наиболее известный мастер этого времени, сочинения которого сохранились, — это новгородец Федор Христианин, переселенный Иваном IV в Александрову слободу. Сохранились музыкальные сочинения и самого царя. Во второй половине XVI в. система записи была заметно усовершенствована благодаря появлению дополнительных помет, обозначавших высоту звука. Очевидно, старая система перестала удовлетворять русских мастеров хорового пения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...