Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАК ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Анализ инициатив детей (общее количество идей, количество детей-инициаторов, направленность инициатив). Такая информация дает представление об инициативности детей, как присущем им качестве личности. Анализ и осмысление идей одного ребенка за определенный период времени создает прецедент для выдвижения гипотез (или подтверждения гипотез) о его лидерских качествах, об избирательности его интересов, о его сильных сторонах, о ведущем способе его учения, о его социальном статусе в группе. Анализ планов за несколько лет позволяет сделать вывод о том, как менялась групповая динамика в отношении детской инициативности, какие изменения произошли в наборе информационных средств, к которым обращаются дети, как меняются типы деятельности, и какое место каждая из них занимает в инициативах детей. Положительной динамики можно ожидать только тогда, когда стимулирование инициативы и обсуждения идей, совместное планирование и обеспечение условий для реализации плана были системой, а не эпизодом. Анализ эффективности педагогических действий Метод проектов позволяет каждому ребенку реализовать свое право на инициативу и самостоятельность, приобрести и проявить начала ключевых компетентностей, развить навыки рефлексивности, получить личностно-значимые знания, собственный опыт учения. Для оценки результатов педагоги могут проанализировать содержание планов, разработанных совместно с детьми. Предметом анализа будут: общее количество предложений (инициатив), полученных от детей; направленность инициатив; количество детей-инициаторов; изменения в наборе учебных действий, источников информации, к которым обращаются дети, изменения типов деятельности и место каждой из них в инициативах детей. Преобладание инициатив взрослых вполне объяснимо в начале работы с использованием технологии «План-дело-анализ», но в конце года эта ситуация должна измениться в пользу детей. Отсутствие такой динамики является поводом к осмыслению ситуации в их развитии, к анализу эффективности действий взрослых, их готовности вести образовательную деятельность в недирективных формах. В качестве примера приведем выборки из тематических планов двух групп. Младшая группа (3–4 года), начало года, начало работы по технологии «План-дело-анализ». Тема «Лошадки»
Младшая группа (3-4 года), конец учебного года. Тема «Животные»
Для младшей группы характерно небольшое общее количество инициатив (5 на начало и 16 на конец года), тем не менее, динамика заметна даже в пределах одного года. В основном дети проявляют инициативу в продуктивных видах деятельности и в игре. Характерно небольшое количество детей, инициирующих действия (4 ребенка на начало) и увеличение количества детей-инициаторов к концу года (9 детей). Подготовительная группа (6–7 лет), третий год работы по технологии «План-дело-анализ». Тема «Путешествие по Австралии»
Общее количество инициатив – 39; предложения есть во всех видах деятельности; детьми инициируются учебные действия (сосчитать, работать с карточками, записать слова, составить список, выучить стихи, прочитать, найти на карте и пр.); учебные действия включают, в том числе, и традиционно детские виды деятельности – игру, конструирование; значительно увеличивается количество детей, проявляющих инициативу (18). Идеи и инициативы детей выходят за рамки привычного содержания: если бы эту тему и содержание спланировали взрослые, правомерно было бы говорить о «забегании вперед». В ситуации, когда тема и формы работы исходят из интересов детей, правильнее говорить о «соответствии образовательного процесса интересам и потребностям детей». Количественный анализ предложений дает, с одной стороны, представление об инициативности детей, как присущем им качестве личности, а, с другой, об адекватности поведения воспитателя, как «стимулятора» инициативности. Анализ и осмысление идей одного ребенка за определенный период времени дает основание для выдвижения или подтверждения гипотезы о его лидерских качествах, направленности и избирательности его интересов, сильных сторонах, ведущем способе учения, социальном статусе в группе. Важным источником получения информации и надежным дополнением к анализу документации служат педагогические наблюдения. Наблюдения позволяют сделать выводы о стартовом объеме информации, имеющейся у ребенка в начале и изменениях выражающихся в точности, детализированности, объеме информации в конце проекта; избирательности в выборе содержания, видов и способов деятельности, особенностях становления и проявления начал ключевых компетентностей, зависимости проявления компетентности от персональной значимости содержания, видов, способов выполняемой деятельности. Общим эффектом использования технологии «План-дело-анализ» можно считать: · формирование у детей активной позиции; · приобретение ими навыка самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия); · принятие детьми и взрослыми различий в интересах, потребностях, способах и скорости достижения поставленной цели; · воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых; · развитие познавательных интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности, общеучебных умений, готовности учиться самостоятельно.
Анализ тем и содержания проектов. Можно отметить, что идеи детей относительно тем и содержания проекта могут быть вполне традиционными для их возраста и дошкольного образования (транспорт, игрушки, животные, явления природы). Вместе с тем, темы и содержание могут выходить за рамки ожидаемого и привычного. Например, по инициативе детей возникали темы «Инопланетяне», «Отражение», «Велосипеды». Такие темы отражают реальные интересы и познавательные потребности конкретной группы детей. Как в традиционных, так и в не традиционных темах интересы детей включают внимание к объектам, их признакам, действиям, назначению, связям и зависимостям. Например, в теме «Динозавры» в зоне внимания детей оказалось разнообразие видов, особенности внешнего вида (строения), питания, способов передвижения, образа жизни динозавров, характер взаимоотношений между разными видами динозавров и другими животными, причины их исчезновения. В теме «Чай» любопытство распространилось на разнообразие видов чая (рассыпной, пакетированный, в брикетах; черный, зеленый, желтый, красный, белый; травяной, цветочный, лечебный и пр.; на способы приготовления разных видов чая, изучение стран, в которых растет чай и др.). Главный результат анализа содержания инициированного детьми заключается в том, что взрослые (педагоги и родители) получают своего рода срез представлений детей о мире. Это могут быть вполне конкретные точные обширные знания и знания фрагментарные, искаженные, «неявные» (по определению Н.Н.Поддъякова). Результат анализа содержания проекта дает педагогам и родителям основание для того, чтобы пересмотреть и перераспределить свои усилия. Вместо того, чтобы преподносить детям знания, которые в данное время не занимают их сознание или известны им, придать проекту то направление познавательного поиска, которое будет реально актуально для детей. Анализ тем и содержания проектов дает основание для понимания того, что ни в одну образовательную программу, более того, ни в один перспективный и даже календарный план невозможно извне заложить содержание, которое однозначно заинтересует детей. Идти от реальных интересов и потребностей детей, значит вместе выбирать тему, содержание, планировать способы познания.
Анализ готовности детей к планированию (умение определять цель или желаемый результат, необходимые действия). Педагогические наблюдения позволят увидеть, что есть дети, которые в основном генерируют идеи, инициируют действия; есть дети, предпочитающие принимать и выполнять идеи других; есть дети, умело организующие свою деятельность и деятельность других. Одни дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, в тоже время другие, отдают предпочтения определенному виду деятельности и избирательно относятся к партнерам. Эти факты позволяют сделать выводы об избирательности в деятельности, об особенностях становления и проявления ключевых компетентностей, о ситуации в развитии конкретного ребенка, о зависимости проявлений компетентности от социальной ситуации, значимости содержания, видов, способов выполняемой деятельности для самого ребенка. Так развитие интеллектуально-познавательного компонента компетентности (знаний) проявляется в свободно выбираемом содержании образовательной деятельности, материалов, способов исследования, источников приобретения ЗУНов. Развитие аффективного компонента компетентности (интеллектуальных эмоций) проявляется в избирательном отношении к деятельности, партнерам, к своим достижениям и перспективам. Развитие волевого компонента – в стремлении преодолеть трудности и преграды на пути достижения поставленной цели. В ходе наблюдений за детьми и на основе анализа документации проекта можно сделать вывод о том, какие организационно-педагогические условия (создание предметно-развивающей среды, поддержка инициатив детей, умение педагогов встроить их в образовательный процесс, поддержка детей в ситуации выбора, обеспечение прав ребенка как субъекта деятельности) помогали и какие явились факторами дестабилизации. В целом, в результате проектной деятельности, дети избирательно проявляют инициативу в познании, в установлении и поддержании социальных контактов, в организации и реализации собственной и партнерской деятельности, их инициатива обусловлена внутренними мотивами (узнать, понять, сделать и т.п.), личными ценностями и ценностями социального окружения (прежде всего семьи), осознают свои достижения, затруднения и открывающиеся перспективы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |