Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции




Вопрос. Цель, задачи и информационная база анализа.

Себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хо­зяйствующих субъектов.

Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнк­тура рынка, но и внутренних – формирование затрат на про­изводство и уровень рентабельности.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой со­измерения доходов и расходов.

Под себестоимостью продук­ции, работ и услуг понимают затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими хозяйствующими субъектами.

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности исполь­зования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

– оценка динамики важнейших показателей себестоимос­ти и выполнение плана по ним;

– оценка обоснованности и напряженности плана по себе­стоимости продукции;

– определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, ве­личины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

– оценка динамики и выполнения плана по себестоимос­ти в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;

– выявление упущенных возможностей снижения себе­стоимости продукции.

Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются статистическая отчетность – форма №5-з «Сведения о затратах на производ­ство и реализацию продукции (работ, услуг), форма 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату тру­да»; ведомость № 12, 15; журналы-ордера № 10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и от­четной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о вы­полнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нор­мами расхода.

Анализ себестоимости проводится в следующих направ­лениях:

– анализируются затраты на один рубль товарной продук­ции;

– анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;

– анализ себестоимости конкретных видов продукции;

– анализ себестоимости важнейших видов изделий.

Рыночная экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.

 

 

Вопрос. Анализ затрат на один рубль товарной продукции

Сокращение затрат является более эффективным инструментом увеличения прибыли, чем увеличение объема продаж.

В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ при условии спроса на продукцию (работы, услуги).

К сравнимой товарной продукции относятся все виды се­рийного и массового производства, производимые в предше­ствующем периоде и планируемые на предстоящий период.

К несравнимой товарной продукции относят все виды еди­ничного производства, а также серийного и массового произ­водства, которые впервые запускаются в серийное или массо­вое производство.

Показателем сравнимой товарной продук­ции является себестоимость единицы продукции, а несравни­мой товарной продукциизатраты на один рубль товарной продукции.

Показатель затрат на один рубль товарной про­дукции – универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себе­стоимостью и прибылью.

1. Общая сумма затрат: З = ∑ Зi-ст.

2. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному вы­пуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:

З1ртп = ∑V х СС/∑Vх Ц

где: З1ртп – затраты на один рубль товарной продукции;

V – количество, объем выпуска в натуральном выраже­нии;

СС – себестоимость;

Ц – цена.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции мо­жет быть рассчитан для любого предприятия. Этот показа­тель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель, можно провес­ти межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа является разность между фактически­ми и плановыми затратами на один рубль товарной продук­ции.

3. З1ртп = З 1ртп факт - З 1ртп пл.

 Затраты на один рубль товарной продукции непосред­ственно зависят от изменения общей суммы затрат на произ­водство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою оче­редь зависит от объема производства, ее структуры, величи­ны постоянных и переменных затрат. Постоянные и перемен­ные затраты же зависят от эффективности использования ре­сурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и струк­туры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:

– изменение объема и структуры продукции;

– изменения себестоимости продукции;

– изменения цен на продукцию.

При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затра­ты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.

Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции и наоборот.

Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.

4. Для того чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:

1.Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции при всех плановых показателях:

З1ртп.пл = (∑Vпл х CCпл)/(∑Vпл x Ц пл)

2. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пе­ресчитанные на фактический выпуск и ассортимент:

31ртп.Vф = (∑Vф x CCпл)/( ∑Vф x Ц пл)

3. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане:

31ртп.ссф = (∑Vф x CCф)/( ∑Vф x Ц пл)

4. Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году:

31ртп.цф = (∑Vф x CCф)/( ∑Vф x Цф)

Таблица

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели Сумма
1. Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану 86,07
2. Затраты фактически выпущенной товарной продукции: а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент, б) фактически в плановых оптовых ценах, в) фактически в ценах, действовавших в отчетном году     86,38 85,66 85,68

Объект анализа: = 85,68 – 86,07 = - 0,39.

Изменение объема и структуры продукции привело к увеличению затрат = 86,38 – 86,07 – 0,31

Сверхплановое снижение себестоимости привело к уменьшению затрат = 85,66 – 86,38 = - 0,72

Снижение оптовых цен на продукцию привело к росту затрат:

 = 85,68 – 85,66 = 0,02

Проверка: 0,31 – 0,72 + 0,02 = - 0,39

Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, име­ют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости отдельных изделий за­висит от:

– изменения цен на сырье, материалы, топливо и т.д., тарифов на энергию, грузовые перевозки;

– изменения затрат по отдельным статьям себестоимос­ти.

 

Снижение оптовых цен при прочих равных условиях уве­личивает затраты на один рубль товарной продукции, и на­оборот.

 

Для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) навесь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

 

Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждoгo фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...