Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основания деонтической логики. Логический анализ вопросов и ответов




Основные понятия и категории: “норма”, “система норм”, “команда”, “императив”, “вопрос”, “оценочное высказывание”, “закон деонтической непротиворечивости”, “закон деонтической полноты”, “принцип Юма”, “программа”, “алгоритм”, “логика действия”, “агент действия”, “результат действия”, “бездействие”, “контекст действия”, “интенциональность”, “оператор Вригта”, “модус”, “деонтическое высказывание”, “деонтическая модальность”, “модальный оператор”, “нормативный режим”, “интеррогатив”, “предпосылка вопроса”, “субъект вопроса”, “пресуппозиция”, “метаответ”, “эхолахия”.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вы знаете виды норм и нормативных действий?

2. Что такое императив?

3. Какие вы знаете законы деонтической логики?

4. В чем состоит сущность “принципа Канта”?

5. Чем монадические системы норм отличаются от диадических?

6. Чем отличаются теоретические и практические размышления?

7. Какие существуют аспекты действия?

8. Что такое результат действия и контекст действия?

9. Какие вы знаете интенциональные состояния? Назовите интенциональные состояния, наиболее важные для характеристики действия.

10.  Назовите основные деонтические модальности.

11.  Какими знаками обозначаются основные деонтические модальности?

12.  Каким образом деонтические высказывания связаны с дискриптивными?

13.  Какому принципу должен соответствовать целесообразный нормативный приказ?

14.  Как можно определить деонтические модальности одну через другую?

15.  Раскройте содержание понятий “либеральный нормативный режим”, “деспотический нормативный режим ”.

16.  Из каких компонентов состоит вопрос?

17.  На какие виды делятся вопросы по компетенции отправителя и по познавательной функции?

18.  Чем инквизитивные вопросы отличаются от делиберативных?

19.  Назовите основные требования к корректному вопросу.

20.  Какие Вам известны способы ухода от ответа?

 

Основы эпистемической логики

Основные понятия и категории: “гносеология”, “эпистемическая логика”, “знание”, “факт”, “идемпотенция”, “коммутация”, “конверсия”, “инверсия”, “ас-социация”, “контрапозиция”, “дистрибуция”, “экспланандум”, “экспликат”, “постулат”, “аксиома”, “проблема”, “подпроблема”, “концептуальное решение”, “общая гипотеза”, “частная гипотеза”, “рабочая гипотеза”, “версия”, “версирование”, “верификация”, “фальсификация”, “дизъюнктивная нормальная форма”, “совершенная дизъюнктивная нормальная форма”, “теория”.

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно определить эпистемическую логику?

2. Приведите примеры эпистемических высказываний

3. Что необходимо, чтобы факты обосновывали тезис?

4. Определите сущность логических операций “идемпотенция”, “конверсия”, “инверсия”.

5. На какие высказывания не распространяется закон коммутативности? Почему?

6. Запишите схемы законов простой и сложной контрапозиции.

7. Сформулируйте законы ассоциативности и дистрибутивности.

8. Укажите составные части первичных допущений.

9. Дайте определение понятиям “аксиома”, “постулат”.

10. Какова структура проблемы? Какие вы знаете разновидности проблем?

11. Сформулируйте условия правильной постановки проблемы. Что значит корректно сформулированная проблема?

12. Какие требования предъявляются к гипотезе? Сформулируйте правила выдвижения научных гипотез.

Рекомендуемые темы рефератов

1. Возникновение логики. Логическое учение Аристотеля.

2. Критика Ф. Бэконом силлогистики Аристотеля.

3. Основные тенденции развития логики в ХХ веке.

4. Проблема «пустых понятий».

5. Парадоксы импликации.

6. Деление суждений по модальности.

7. Логика предпочтений, ее законы и принципы.

8. Проблема дифференциации законов в традиционной и современной логике.

9. Энтимема. Эпихейрема. Сорит.

10. Леммы. Дилеммы. Трилеммы. Полилеммы.

11. Логика вопросов и ответов Н. Белнапа и Т. Стила.

12. Деонтическая логика и логика оценок.

13. Проблема, ее виды и место в структуре познавательной деятельности.

14. Этапы построения и логическое доказывание версии.

15. Критика и опровержение.

16. Паралогизмы и логические уловки.

17. Преодолены ли в современной науке апории Зенона Элейского?

18. Понятийно-категориальный аппарат науки. Логический анализ.

19. Пролиферация современной модальной логики.

20. Логика и рост научного знания у К. Поппера.

Образец тестового задания

1. Укажите раздел современной неклассической модальной логики.

А) логика предикатов.

Б) трехзначная логика.

В) многозначная логика.

Г) логика высказываний.

Д) аксиологическая логика.

2. Какое из понятий является единичным соотносительным?

А) Гибралтар.

Б) пролив.

В) южный берег Гибралтарского пролива.

Г) Гибралтарский пролив.

Д) залив.

3. Какова форма следующего определения: “Заблуждение – гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер”?

А) реальное явное непредикативное.

Б) номинальное.

В) реальное явное генетическое.

Г) реальное явное классическое (классификационное).

Д) неявное контекстуальное.

4. Какое из понятий является соподчиненным понятию «высказывание»?

А) предложение.

Б) гипотеза.

В) суждение.

Г) имя.

Д) символ.

5. Какое из суждений является сложным?

А) Марк Аврелий – император и философ.

Б) Октавиан Август умер в 14 г. н. э.

В) Первым римским императором был Октавиан Август.

Г) Париж возник раньше Лондона.

Д) Император Нерон – современник Сенеки.

6. Укажите формулу суждения: “Все законы были отклонены и отправлены на доработку”.

А) "х (S (x) ®ù Р (х)).

Б) $х (S (x) & Р (х) & ù Р1 (х)).

В) "х (S (x) ® Р (х) & Р1 (х)).

Г) $х (S (x) & ù Р (х)).

Д) "х (S (x) ® Р (х)).

7. Какая формула имеет своим денотатом суждение: «Неверно, что данное высказывание общеутвердительное либо общеотрицательное и является выделяющим»?

А) ù (А Ú В & С).

Б) А Ú В Ú С.

В) А Ú В & С.

Г) ù (А & В Ú С).

Д) ù (А Ú В Ú С).

8. Денотатом какого высказывания является формула:

(А & В) ® (С & D)?

А) Если состоится премьера, то режиссер получит признание за рубежом и возможность участвовать в конкурсе.

Б) Если премьера состоится вовремя, режиссер получит премию или признание за рубежом.

В) Если режиссер получил премию, повышение и признание за рубежом, то премьера обязательно имела успех.

Г) Если и только если премьера не состоится в четверг или состоится пятницу, то режиссер получит премию или повышение.

Д) Если состоится премьера, и отзывы в прессе будут положительными, то режиссер получит признание за рубежом и возможность участвовать в конкурсе.

9. Согласно какому закону высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными?

А) непротиворечия.

Б) двойного отрицания.

В) тождества.

Г) исключенного третьего.

Д) де Моргана.

10. Отрицанием какого закона является формула:

 ù (ù (А & В) ↔ (ù А Úù В))?

А) Клавия.

Б) двойного отрицания.

В) исключенного третьего.

Г) де Моргана.

Д) достаточного основания.

 

Индивидуальные задания

По окончанию изучения тем 5 и 8 каждый студент получает карточку с индивидуальными задачами. 

Образцы типовых задач

 1. Приведите пример общего, отрицательного понятия.

2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями «наука», «философская наука», «логика», «этика».

3. Приведите пример экзистенциального суждения.

4. Определите вид формулы, построив таблицу истинности:

(ù А Ú В) ↔ (А → В).

5. Сформулируйте на естественном языке ПКС (вторая фигура, модус ААО), переведите его на язык логики предикатов, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6. Сделайте вывод из посылок: ((А Ú В Ú С) & В) ® ….

 

Методы обучения

Методика и методы обучения обусловлены тем, что логика – наука прикладная, поэтому от студентов требуется знания алгоритмов решения задач, релевантное и быстрое их использование. Используются аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, методы исчислений, матричный метод построения таблиц. Лекции преобладают аналитические, информационные, проблемные (неклассическая логика).

11. Методы контроля: проверка тестов и решенных задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...