Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как соотносятся квалификационные требования и результаты образования выпускников профессиональных образовательных программ?
Конкуренция на рынке труда ставит перед вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. Образовательная политика вуза в этих условиях направлена на решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях. В определенном смысле этим признана необходимость в выработке национальных и, даже в большем масштабе, международных норм оценки качества образования. В Европе социальное единство в образовании, необходимое на различных уровнях, является предметом деятельности Совета Европы. Формирование единого европейского пространства высшего образования связано с Болонским процессом, который определил приоритеты и ориентиры унификации образовательных уровней и стандартизации образовательных программ, а также формы и методы контроля результата предоставления образовательных услуг в различных типах образовательных учреждений, что, в конечном счете, способствует повышению конкурентоспособности специалистов и, соответственно, повышению конкурентоспособности европейской экономики. Лучшие университеты видят свою стратегическую задачу в том, чтобы реально открыть своим выпускникам возможность быть конкурентоспособными в динамически развивающейся глобальной рыночной экономике. В данных вузах стандартом образования стал комплексный образовательный «продукт» = «теоретические знания» + «практика» + «карьера». Только вузы с развитой системой деловых связей, профессиональной ориентацией, организацией производственной практики и распределением студентов могут преодолеть такие «входные барьеры» в современную индустрию образования. При разработке критериев оценки степенной подготовки участники проекта пришли к единому мнению, что критерии должны быть соотнесены со всей программой степенной подготовки (магистра или бакалавра). Критерий должен подводить общий итог обучения по программе и быть выражен в категориях способностей студента и его вклада в получение соответствующей степени. Критерии не должны ограничиваться только лишь описанием ожидаемых результатов обучения студента, выносимых на аттестацию студента на соответствующем уровне подготовки. Таким образом, речь идет о так называемых квалификационных критериях, а не критериях оценки результатов обучения на соответствующем уровне обучения. Следовательно, главное соответствие образовательных стандартов и стандартов компетенций определяется единым языком формулирования результатов профессионального образования и квалификационных требований. В.И. Байденко, анализируя результаты масштабного международного проекта TUNING («Настройка образовательных структур»)[40], предлагает перечень современных компетенций выпускника по направлениям подготовки, связанных с гуманитарными и социальными науками. Выпускник должен демонстрировать: · базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности; · здоровый образ жизни; · понимание и соблюдение базовых ценностей культуры; · гражданственность; · гуманистическую ориентированность; · приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности; · правовую культуру; · владение культурой мышления; · деятельность в иноязычной среде; · готовность к социально-культурному диалогу; · способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта; · развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру. Для более глубокого понимания результатов образования в многоуровневой системе подготовки в высшем образовании В.И. Байденко предлагается дифференциация результатов образования по двум ступеням высшего образования на основании Дублинских дескрипторов [41].
Таблица № 4. Сопоставление результатов подготовки бакалавра и магистра
В.И. Байденко подчеркивает, что эту эталонную конструкцию не следует рассматривать как директивную. Однако, она представляется весьма продуктивной при разработке результатов вузовского обучения. Приведём в качестве примера характеристики результатов обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования (квалификация). Таблица №5. Требования к результатам обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования
Задания к главе 4
1. Познакомьтесь с фрагментом магистерской программы Иллинойского университета по курсу«Управление образованием» Цели сформулированы следующим образом: 1) студенты получат знания в области теории управления, которые применимы в области управления образованием; 2) студенты разовьют компетенции, связанные с управлением школой, эффективным лидерством в образовании и получат практические навыки в области менеджмента в образовании, включая школьное законодательство и школьные финансы; 3) студенты будут способны продемонстрировать знания в области разработки обучающих программ и определенные исследовательские навыки. 4) студенты приобретут такую важную компетенцию как способность руководить разработкой обучающих программ; 5) студенты будут способны продемонстрировать навыки работы с персоналом, необходимые в практике управления образовательными учреждениями; 6) студенты будут способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия и навыки эффективного общения с другими людьми в практике управления образованием. 7) студенты будут способны проявить знания в области обучения и стилей обучения, межкультурного и межэтнического взаимопонимания и способность понимать детей с особенностями развития.
Учебные курсы: - теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире, - количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга, - анализ исследований, проводящихся в области школьного образования, - установление и развитие связей школы с общественностью, - школьное законодательство и финансы. Курс «Теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире» нацелен на освоение основных теорий управления, которые могут использоваться в управлении образованием, а также теорий лидерства. Студенты учатся определять наиболее эффективные в зависимости от имеющихся в тех или иных школах ресурсов, условий способы управления школой, формирования команд, управления проектами. Курс «Количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга» нацелен на освоение студентами методов оценки качества деятельности школы с целью получения информации для анализа функционирования школы на основе данных, определения наиболее перспективных линий развития школы. Курс,связанный с исследовательской деятельностью ориентирован на развитие исследовательских навыков - формулировка гипотез, формированиевыборки,сбора информации, её статистический анализ и способы качественной интерпретация.Студенты знакомятся с историческими, описательными, сравнительными исследованиями в области школьного образования, учатся моделировать ситуации использования результаты конкретных исследований в практике управления школой, анализируют современные тенденции и школьные реформы, экспериментальные программы и практики, методы оценки эффективности учебных планов и программ. Курс, посвящённый связям с общественностью,ориентирован на анализ роли образовательной политики в современном обществе, структуры общественного мнения и общественных ресурсов, социального и политического контекста образования, принципов связей с общественностью в контексте социальных изменений. Студенты учатся способам планирования, ведения переговоров и заключения договоров с ближайшим социальным окружением школы; в моделировании процессов заключения общественных договоров с целью подготовки к участию в реальных переговорах; изучают тактики и стратегии ведения переговоров, анализируют тупиковых ситуаций, возникающих в ходе ведения переговоров Курс «Школьное законодательство и финансы» ориентирован, во-первых, на точное знание основных законов, определяющих функционирование школы, а также информационных ресурсов, которые представляют новые документы школьного законодательства. Студенты анализируют нормативный регламент функционирования школы, возможности ее развития за счет законодательных инициатив. Заполните таблицу, иллюстрирующую декомпозицию основных целей программы в цели изучаемых курсов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |