Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социализация как процесс приобщения индивида к обществу




С точки зрения макросоциологии личность, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Эти взглядов придерживались Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие, но в таком случае встает вопрос, каким образом общество формирует личность. Влияние общества на индивида, делающее его личностью, в социологии получило название процесса социализации. Это одна из центральных проблем социологии личности.

Процесс включения индивида в общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладения им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально-значимых черт личности называется социализацией. Более кратко данное определение можно представить в следующем виде:

социализация – это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе современные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Социализация позволяет индивиду приобрести то, что необходимо для эффективного функционирования в воспитавшем его обществе. С этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе. Индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, т.е. возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как именно происходит процесс социализации? Социологи Р.Клутье и А.Рено выделяют четыре осуществляющие социализацию структуры, воздействие которых наслаивается друг на друга:

· микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, друзья;

· мезосистема – отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой;

· экосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но участвуют в его социализации. Это, например, деловое окружение родителей, их начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у детей представления о мире взрослых;

· макросистема – культурное окружение, т.е. социальные ценности и идеологии. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и будучи взрослым, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, места жительства, вынужденная смена работы и т.д.), к новым ролям – при вступлении в брак, рождении детей, занятии новых должностей. Поэтому П.Бергер и Т.Лукман различают два типа социализации: первичную, происходящую в детском возрасте, когда индивид становится членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализованный индивид интегрируется в новые секторы общества.

В свою очередь видный отечественный психолог Я.Гилинский отмечает, что индивид проходит три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. На третью стадию (послетрудовую) существуют различные точки зрения.

Сторонники первой точки зрения рассматривают пенсионный статус как завершающий процесс социализации, в результате которого человек осваивает новые для себя социальные роли, связанные со статусом пенсионера, новыми функциями в семье и в социальном окружении. При этом возрастает роль процесса передачи социального опыта, накопленного человеком за свою жизнь, а, следовательно, социализация выступает в новых для субъекта формах деятельности и социальной активности. Противники первой точки зрения считают, что после трудовой деятельности идет лишь процесс свертывания социальных функций, а поэтому применение к нему термина социализации бессмысленно. Третья точка зрения - самая крайняя - представляет пенсионный статус человека как этап де социализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

Можно утверждать несостоятельность двух последних позиций, так как пенсионный статус человека определяется часто не возрастными рамками (в нашем государстве у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет), а социально-экономическими факторами, способностью и возможностью человека продолжать профессиональную деятельность. Эта позиция подтверждается и тем фактом, что в обществах протекают постоянные процессы социальных изменений, к которым любой взрослый человек должен приспосабливаться, а значит, осваивать новый опыт и новые функции. Наглядным примером являются процессы, идущие в российском обществе, где более 80% населения оказались перед проблемами изменения социально-профессиональных функций и ролей, часто - изменения социального статуса, вызванного потребностью вновь вернуться к трудовой деятельности по экономическим соображениям.

Вполне понятно, что кризисные периоды, связанные с социализацией детей и взрослых, будут различными, в том числе по характеру их детерминации, однако их наличие и у тех, и у других трудно оспаривать. Кризисные периоды социализации взрослых могут иметь более многообразный и распространенный характер и быть обусловлены не столько личностными факторами, сколько социальными, т.е. проблемными ситуациями, сложившимися в обществе и в ближайшем социальном окружении человека.

 

Социальные статусы и роли

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, инженеру или менеджеру. Для них просто индивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Важно усвоить следующее:

- социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

- взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди;

- в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

- социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он мужчина, муж, отец, сын, преподаватель, человек средних лет. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный.

Главный статус – наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют)другие люди или с которым он себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (юрист, менеджер, банкир, рабочий), а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.

Приписываемый статус – статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, брат, племянник, бабушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща – это мать-в-законе, тесть – отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы профессора, студента, банкира.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери – достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Например, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства или экономического кризиса.

Таким образом, статус – позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы, кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить как шаблонный вид повеления, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных данному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом мы должны усвоить:

- социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

- социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

- социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом т ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации).

Ожидания могут как-то фиксироваться, тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания).

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Например, от преподавателя ожидают вполне определенного поведения: передавать и оценивать знания студентов, следить за дисциплиной. Предположим, что в аудиторию вошел человек, представился преподавателем (т.е. носителем данного статуса), но повел бы себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал бы предлагать какой-либо товар. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают студенты.

Таким образом, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Статус подчеркивает сходство людей, а роль их различие.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, автор научных статей и т.д.

Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разные отношения со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, прием экзаменов и т.д. Вторая скорее является неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга. Так ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика – в значении «вступать в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой..

Поскольку человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей, иногда он оказывается в ситуации межролевого конфликта. Это происходит, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках одной и той же ситуации сталкиваются взаимоисключающие ролевые ожидания. Социологи показали, что ролевой конфликт в той или иной форме возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей.

Помимо межролевых возможны внутриролевые конфликты. Они возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Так, мастер на заводе должен руководить рабочими в соответствии с требованиями администрации и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Еще одна форма ролевого конфликта, описанная К.Томасом, получила название «ситуационно-ролевой конфликт». В некоторых случаях к человеку предъявляются новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может реагировать на них адекватно, потому что находится в старой роли и не готов принять на себя новую.

У людей, долгое время выполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка держаться определенным образом и говорить громко, четко и выразительно, от которой они не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и навыки называют ролевыми атрибутами.

Человек – существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «матери», «учительницы», «командира». В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует уже как носитель собственных ролей (сын, ученик) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему предстоят. Так, девочка, помогая матери по хозяйству в роли дочери, учится выполнять роль хозяйки и матери, а слушаясь родителей в роли сына или дочери, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится в сущности всю жизнь, а это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек постоянно, играя свои роли, сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны.

Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, не совместимых с этой ролью, которые скрыто присутствуют во внутреннем «Я» человека.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково – с одними больше, с другими меньше.

Латинское слово «persona» в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками – так, чтобы было видно с последних рядов амфитеатра – изображался характер или роль: роль злодея, роль шута, роль защитника угнетенных. Поэтому социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Иногда она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое из понятий: человек, индивид, личность – лучше отражает социальную сущность и почему?

2. Охарактеризуйте основные этапы социализации.

3. Чем отличается по содержанию понятие социального статуса от понятия социальной роли?

4. Какой социальный статус, по вашему мнению, можно считать «высоким»? Ответ обоснуйте.

5. Можно ли следующие типы людей считать «социальными ролями»: хиппи, прохожий, ученый, русский, мусульманин, водитель автобуса, пенсионер, пациент, любовник, главарь банды?

6. Чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность?

7. Что такое социальный конфликт?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...