Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос    4.       Категория «сознание» в философии как способность




человека к мышлению: способы отображения сознания

- сознание– это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека

основные характеристики сознания

1. идеальность сознания -образы, составляющие сознание,  не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым возникли

- лишено пространственных характеристик и других физических свойств

2. объективность сознания (Платон «мир идей», Гегель «мировой дух») –незави­симость от индивидуального мышления, т. е. формы сознания складываются в ходе исто­рии независимо от воли и мышления отдельного человека => посредством существования объективных мыслительных форм

---> определяется индивидуальное сознание

ПР: язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют неза­висимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Пра­вила языка, религиозные верования, нравственные представления, эс­тетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер

3. социальность сознания -=> поскольку сознание не является физиологической функцией человеческого мозга => мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества => сознание является функцией не мозга, а общества в целом

ПР: история общества в целом, отдельных цивилизаций (или культур)

4. адаптационность сознания -специфически человеческий спо­соб адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения че­ловека, а окружающей среды => необходимость формирования устойчивых общностей людей (постоянной координа­ции действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования). Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

5.сознание существует в знаково-символической форме –язык (= систе­ма знаков)  => способ выражения и сохранения сознания. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители. Язык — это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.

- знак (= символ) -  чувственный объект (пред­мет, явление), который является заместителем другого предмета (яв­ления)

- сознание существует как символическая деятельность

- мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке (= симво­ле) => сознание - деятельность, заключаю­щаяся в «зашифровке» (или «расшифровке») знаков. Философы называ­ют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

6. целеполагание сознания -термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с со­вместным знанием => осознание окружающей действительности высту­пает в виде знаний о ней => знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, обеспечивают возможность опере­жающего отражения действительности

7. творческий характер сознания -со­знание активно воздействует на окружа­ющий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества => процесс творения носителя сознания и самосознания

идея(знание и планирование того, что должно быть => ориентация на практическую реализацию) цель– идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека

проблема проис­хождения и развития сознания

материализм

                            идеализм

- появ­ление и развитие сознания в ходе биологической эволюции (= антропосоциогенеза) =>

- «первичность» ма­терии по отношению к сознанию

- сознание развивается по собственным законам =>

- может быть понято исключительно из самого себя =>

- «первичность» сознания по отношению к материи

объективный идеализм субъективный идеализм
- мир существует независимо от сознания человека - объективность сознания - мир существует в зависимо­сти от человеческого сознания (= со­вокупность ощущений мыслящего субъекта) => зна­ние - идеальная (мыслительная) конструкция, которая определяется особенностями познающего субъек­та - субъективность сознания

 

- 2-ва вида сознания: 1) индивидуальное сознание(духовный мир одной личности), 2) общественное сознание(духовный мир общества в целом)

- солипсизм— течению, согласно которому мир и остальные люди существу­ют только в сознании человека

3-ри основные сферы (=  структуры)  созна­ния

1. познавательная сферасознания - состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления

-  чувствен­ные, сенситивные(чувство, ощущение) процессы -  это ощущения, восприятия, представления, возни­кающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека

- рациональные(разум) процессы - это мышление (мышление с помощью языка), образное мыш­ление (воображение), внимание, память

2. эмоциональная сферасознания - включает в себя все душевные пе­реживания, внутренние чувства человека

- эмоции(волнение) - кратковременные пере­живания (радость, страх, печаль, восхищение, страдание)

- чувства(внутренние чувства) - ус­тойчивые, длительные переживания (любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.)

3. ценностно-волевая сферасознания - состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей

-в сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек

- воля –психический процесс, выражающийся в действиях по достижению цели, направленный на удовлетворение потребности => способность осуществлять свои желания

2 -ве дополнительные сферы (=  структуры)  созна­ния

1. под­сознание -  инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. п.

2. сверхсознание -  инту­иция, озарение, совесть

 

источники сознания (= источники духовного развития человека) - это

факторы, которые созда­ют, видоизменяют, направляют процессы сознания

1. внешний материальный мир

2.социокультурная среда, в которой формиру­ется сознание человека

3. духовный опыт самого человека (переживания, осмысления, внутренние усилия)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...