| формационный подход
| цивилизационный подход
|
соотношение
субъективных/
объективных факторов
общественно
го развития
| - объективные закономерности развития носят всеобщий характер
- общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей
| - человек – единственный творец истории => стоит в центре: прошлого – настоящего
- общественно – историческое познание- познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и т.д. деятеьностей
|
соотношение
материальных/
духовных
сфер жизни общества
| - материальные факторы (производство) => решающую роль в развитии общества
| - ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев - определяющую
|
направлен -
ность истори -
ческого
развития («прогресс»)
| - общество движется от более низкой к более высокой ступени развития
- главный критерий прогресса – совершенствование производственных отношений
| - каждая цивилизация неповторима => вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия
- прогресс относителен (может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, политику и т.д.) => применительно к духовной культуре это понятие можно использовать ограниченно
|
(+)
| - увидеть то общее, что было в историческом развитии
- представить историю человеческого общества как единый процесс
- установить определенные закономерности исторического развития
- предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
| - позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ во всем их многообразии и специфике
- ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и т.д.)
- ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
|
(-)
| - многие народы не проходили в своем развитии через все (или даже через большинство) формаций
- большинство процессов политического, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений объяснены с экономических позиций
- отодвигается на задний план роль человеческого фактора, человеческой деятельности
- недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных народов
| - невозможен взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом
- отрицает возможность полного единства человеческой истории => изоляция целых народов
- сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческих обществ
|