Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация расходов бюджета.




Публичные финансы

Бюджетная система Российской Федерации.

Понятие бюджета.

В настоящее время актуальными являются по крайней мере 5 значений категории «бюджет», которые раскрывают его экономическое, материальное и юридическое содержание.

Первое понимание бюджета следует из его легального законодательно утвержденного определения, согласно которому бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового определения задач и функций государства и местного самоуправления(статья 6 БК РФ).

При этом будучи обращенным в будущее, бюджет носит прогнозный характер, то есть может быть охарактеризован как финансовый план-прогноз публично-правового образования. Такое определение бюджета является традиционным.

По своей природе план-прогноз не может носить обязательного характера, но с момента утверждения законом либо актом органа местного самоуправления прогноз-бюджет получает обязательную силу. Здесь мы уже имеем дело с бюджетом как с законом (обязательным к исполнению актом).

Финансовый план государства, разработанный его исполнительно-распорядительными органами, не является бюджетом как таковым, пока он не утвержден высшим органом государственной власти, он является только проектом бюджета. В результате официального утвержденияпод бюджетом понимается уже государственный акт, устанавливающий финансовый план государства.

В материальном смыслебюджет может пониматься как централизованный в масштабах публично-правового образования фонд денежных средств, который находится в распоряжении органа, наделенного властными полномочиями.

Чтобы описать подвижный характер содержания бюджета, следует прибегнуть к сравнению его с неким потоком, который непрерывно течет, оставаясь, однако, в одном русле. Содержимым этого потока являются обязательства, связанные как с расходами (расходные обязательства), так и с доходами бюджета. Все обязательства меняют свое содержание по мере исполнения, но бюджетный поток остается в русле утвержденного законом плана и в пределах основных параметров. Вообще понимание бюджета как совокупности меняющихся обязательств является новым для российской науки финансового права и может быть обозначено как взгляд на бюджет с точки зрения учета концентрируемых в нем средств.

Итак, если коротко, то бюджет это:

- форма осуществления финансовой деятельности публично-правового образования;

- финансовый план-прогноз публично-правового образования на определенный период;

- обязательный для исполнения правовой акт представительной власти по утверждению вышеуказанного плана-прогноза;

- публичный фонд денежных средств;

- форма учета непрерывного потока обязательств, связанных с мобилизацией доходов и осуществлением расходов публично-правового образования.

 

Функции бюджета.

Функциями бюджета являются перераспределительная (по отношению к национальному богатству) и прогностическая, где бюджет соответственно проявляет себя как форма финансовой деятельности публично-правового образования и имеющий обязательную силу финансовый план-прогноз публично-правового образования.

Чтобы данные функции были реализованы, необходимо выполнение различных сложных процедур, в совокупности носящих наименование бюджетного процесса.

Еще одной функцией бюджета является контрольная, которая проявляется на всех стадиях и этапах бюджетного процесса и заключается в том, что через регулирование направлений финансовых потоков государство контролирует те или иные сферы общественной жизни.

Виды бюджетов.

Бюджеты, являясь общей формой осуществления финансовой деятельности публично-правовых образований через утвержденный представительной властью план-прогноз, различаются в зависимости от места, времени и иных конкретных обстоятельств. В некоторых случаях бюджетом (например, консолидированные бюджеты в Российской Федерации) называют предмет, не являющийся таковым по определению.

В первую очередь бюджеты подразделяются по территориальному признаку в зависимости от соответствующего им публично-правового образования, то есть на общегосударственные (федеральные), региональные, местные. В Российской Федерации, например, существуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и несколько видов местных бюджетов.

Сегодня можно говорить о бюджетах наднациональных образований (Европейский союз, Союз Беларуси и России), которые еще не являются в полной мере государствами, но после появления самостоятельного бюджета получают один из необходимых признаков-атрибутов государства. Наднациональные бюджеты также выделяются по территориальному признаку.

В отличие от наднациональных образований, которые являются союзами государств, международные организации осуществляют свою финансовую деятельность на основании сметы, которая «бюджетом» в смысле, который придается ему в бюджетном праве, именоваться не может.

Консолидированный бюджет является сводом бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированные бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований также по существу не являются бюджетами, так как не составляются, не утверждаются и не исполняются, представляя собой лишь отчет,объединяющий результаты исполнения бюджетов всех трех уровней.

Доходы ирасходы бюджетов

 

Формирование доходов.

Доходы бюджетов в первую очередь следует рассматривать как способы (источники) обеспечения или покрытия бюджетных расходов.

В более общем виде можно сказать: доходы бюджета - способы удовлетворения материальных публичных потребностей.

Некоторые публичные потребности могут покрываться не за счет бюджета, а за счет частных средств либо децентрализованных финансов, и тогда источники их удовлетворения не относятся к доходам бюджета (например, строительство социально-культурных объектов за счет нефтегазовых компаний).

Существуют принципы установления доходов бюджета.

К ним прежде всего относится принцип универсальности, который равным образом распространяется и на отношения, связанные с планированием бюджетных доходов и бюджетных расходов, и означает, что определенные доходы не могут быть «закреплены» за конкретными расходами.

Кроме того, расходы на само взимание (мобилизацию) дохода не должны быть высоки, то есть должен соблюдаться принцип эффективности при установлении и мобилизации дохода.

Мобилизация тех или иных доходов не должна создавать неудобства, обременение для физических и юридических лиц, то есть необходимо соблюдать принцип баланса публичных и частных интересов. Здесь самым простым примером является налогообложение прибыли предприятий: в случае высокого налога производство становится невыгодным, а закрытие производства означает потерю определенной части доходов бюджета. Еще один, противоположный, пример заключается в ситуации, когда для решения временных задач и покрытия дефицита бюджета приносятся в жертву иные публичные интересы: ликвидируется имущество, необходимое для обеспечения образовательного процесса, фундаментальных научных исследований, обороны. Таким образом, принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов означает в том числе не только охрану прав и интересов юридических и физических лиц, но и публичных интересов, выраженных, например, в документах стратегического планирования.

Таким образом, помимо общеправовых принципов при установлении источников покрытия бюджетных расходов должны соблюдаться принципы универсальности дохода, его эффективности, баланса публичных и частных интересов.

 

Классификации и виды доходов бюджета позволяют изучить их содержание и представить себе все многообразие исторически известных способов покрытия расходов бюджета.

Современная классификация имеет в своем основании источник образования дохода.

Все бюджетные доходы, согласно Бюджетному кодексу РФ, подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы образуются в результате исполнения налогоплательщиками своей обязанности по уплате налога. О них мы чуть позже остановимся подробнее.

Неналоговые доходы в наиболее общем виде подразделяются на:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от оказания платных услуг;

- доходы от применения мер гражданско-правовой, административной ответственности;

- от реализации бесхозяйного имущества,

- средства самообложения граждан и т.д.

Доходы можно разделить по территориальному признаку:федеральные (получаемые на всей территории Российской Федерации), региональные (взимаемые на территории субъектов Российской Федерации) и местные.

Доходы, которые поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по ежегодно утверждаемым нормативам, именуются регулирующими доходами бюджета, а доходы, которые поступают в бюджет полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе, являются собственными или закрепленными доходами бюджета.

 

Безвозмездные поступления могут поступать из других бюджетов бюджетной системы в виде финансовой помощи, от нерезидентов, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, наднациональных и международных организаций, правительств других государств.

Государственная эмиссия, внешние и внутренние заимствования и иные подобные источники поступлений в бюджет относятся не к бюджетным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета, так как влекут за собой изменение обязательств публично-правового образования, его финансовых и нефинансовых активов.

 

Классификация расходов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Классификация расходов бюджета.

В зависимости от их экономического содержания:

текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ;

капитальные расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственностисоответственно,РоссийскойФедерации, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.

 

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Функциональная классификация содержит 11 разделов,которыеотражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства или МСУ, и 84 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы функциональной классификации расходов (являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов):

1) Раздел «Общегосударственные вопросы» предусматривает 15 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, бюджетные ассигнования по резервным фондам, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

2) Раздел «Национальная оборона» состоит из 8 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.

3) Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» состоит из 13 подразделов.

В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний.

4) Раздел «Национальная экономика» состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.

5) Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» (4 подраздела).

По данному разделу отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли экономики.

6) Раздел «Охрана окружающей среды» состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды.

7) Раздел «Образование»отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства и состоит из 9 подразделов.

8) Раздел «Культура, кинематография и средства массовой информации» состоит из 6 подразделов и отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

9) Раздел «Здравоохранение и спорт» состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.

10) Раздел «Социальная политика» состоит из 6 подразделов и отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.

11) Раздел «Межбюджетные трансферты»отражает расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Если расходы превышаютдоходы, то образуется дефицит бюджета, если наоборот, - профицит.

Доходы
Бюджет
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Безвозмездные поступления
Расходы
Общегосударственные вопросы
Национальная оборона
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
Национальная экономика
Жилищно-коммунальное хозяйство
Охрана окружающей среды
Образование
Культура, кинематография и СМИ
Здравоохранение и спорт
Социальная политика
Межбюджетные трансферты

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...